Пылью под пологом голос мне полоза слышится…
Полные голода очи-золото в пол-лица…
Он зовет меня вниз:
«Родная, спустись,
Обниму в тридцать три кольца!»
Полные голода очи-золото в пол-лица…
Он зовет меня вниз:
«Родная, спустись,
Обниму в тридцать три кольца!»
Мельница, "Невеста полоза"
Вам приходилось встречать задумчивых девушек, с потусторонним взглядом? Они могут быть на первый взгляд неприметны, не проявляют интереса ни к карьере, ни к замужеству, ни к развлечениям и модным тусовкам - вообще не понятно, что их интересует. Тем не менее, заглянув в их глаза чуть внимательнее, вы увидите там загадочные огоньки, мерцающие нездешним светом. Из жизнь насыщена, увлекательна, полна риска и приключений. Просто она не видна обычному внешнему наблюдателю. Все происходит в ином измерении, не доступном обыденному сознанию...
Можно считать это «бегством от социальной жизни», но в таком случае вспомним, что и насыщенная социальная жизнь может быть беством от себя, от глубоко затаившейся боли, неуверенности, страхов. Жизнь по ту сторону обыденности - это царство несметных сокровищ, питающих нашу душу, наполняющих смыслом любое внешнее действие, направляющее наши шаги в нужное русло, интуиция верных решений и неочевидных возможностей. Но все это - в том случае, если существует мостик между этими двумя мирами - внутренним и внешним, сознательным и бессознательным… земным и подземным.
Кто живет под землей, но может выходить на поверхность? Для кого подземный мир - родной дом, с огромным количеством ходов, пещер с целебными озерами и кладов с несметными боагтствами? Кто может быть проводником между этими двумя мирами? Правильно, змеи. А царь у них - Полоз.
Змей - это мудрость и коварство, проницательность и обольщение. Его наделяют силой гипноза, которой невозможно противостоять. Он - король подземного царства, хранитель сокровищ. Это - Эрос и Танатос в одном лице. Его укус может быть смертелен, его любовь может перенести в иное измерение, подарить неземное блаженство. Не даром к Змею обращаются в любовных заговорах:
Змей ты огнистый,
с чешуей золотистой,
с девятью языками острыми,
с девятью хвостами пестрыми,
отыщи мне ее,
где бы ни было жилье...
Не давай ей покоя,
покуда со мною
зазноба-девица
не согласится
о любви сговориться.
Любовный заговор
Мирча Эллиаде, "Змей"
Такое обилие противоречий притягивает и страшит одновременно. Не даром со змеем связано столько сказок и легенд, поверий и обрядов.
На Руси 12 июня отмечали праздник «Змеевик». В этот день змеи выходили на землю искать себе пару, искал себе суженую и змеиный Царь - Полоз. Только его невеста должна быть из мира людей.
Потому если выйдет девица за водой в этот день, увидит ее Полоз и она приглянется ему - быть ей его суженой. На следующий день присылает Змеиный Царь сватов, а по осени они играют свадьбу - невеста спускается к нему в подземный мир, где ей предстоит прожить до конца своих дней. Версии о ее дальнейшей судьбе расходятся. По одним из них, в своем царстве Змей оборачивается прекрасным юношей и жена благополучно живет с ним в полном благоденствии и рожает детей, по другим - дело заканчивается мрачными ритуалами с кровопролитными жертвоприношениями.
В литовской сказке «Эгле - королева ужей» змеиная невеста благополучно живет со своим супругом (кстати, на этот раз - не под землей, а под водой), пока не одолевает ее желание выйти на поверхность, навестить родных. Вероломные братья выведывают как выманить Змея из подводного царства и убивают его, чтобы Эгле могла остаться со своей семьей. Что интересно, Эгле вовсе не приходит в восторг от такого поступка - она превращается в сосну, сыновей превращает в дуб и ясень, а дочку - в осину, не желая делить кров с убийцами своего мужа. То есть, имеет место явное противостояние мира людей и подземного (в данном случае - подводного) царства. Люди пытаются вернуть Королеву ужей в свой дом, но она уже не принадлежит их миру, может лишь прийти в гости.
Как известно, сказки - они тоже из разряда подземной, змеиной мудрости - не даром их называют коллективными сновидениями. О чем говорят эти «сновидения», где в центре сюжета - заключение брака между земной женщиной и Змеем?
Это - договор мира людей с миром «иным», подземным. Так эти два мира узнают, питают и держат друг друга. С тем пространством, который в шаманизме именуют «нижним миром».
Любое нарушение равновесия, хоть в одну хоть в другую сторону, не сулит ничего хорошего. Уход в подземный мир - это постоянное пребывание в мире грез и фантазий, игнорирование реальности. Уход исключительно в земную жизнь - это поверхностность, потеря смысла, истощение, механистическое существование.
Но вернемся к нашей героине - девушке с потусторонним взглядом и насыщенной внутренней жизни при почти полном отсутствии внешней, социальной. Очевидно, что она и есть - «невеста Полоза», точнее - уже его жена - в современном варианте. Она в большей степени принадлежит «подземному», бессознательному миру, чем земному, обыденному.
Родственники и подруги очень переживают за ее судьбу. Ее всячески пытаются устроить на перспективную работу (потому как работает она то здесь, то там - не понятно кем), познакомить с хорошим человеком для создания семьи (а то ее бойфренды какие-то совершенно бесперспективные, и вообще есть большое подозрение, что все они - ее вымышленные друзья). Но, к огромному их сожалению, девушка не проявляет ко всем этим предложениям ни малейшего интереса. При этом девушке может быть 20, 30, 40… Кстати, выглядит она всегда на удивление молодо, одинаково хорошо сохраняя свежесть кожи и восприятия.
Вспомним Эгле - она хотела повидаться с родными, погостить в мире людей, но вовсе не собиралась возвращаться сюда навсегда. Так же и эта наша девушка. Да, она ценит общение, любит время от времени "выйти в люди", но... не пытайтесь сделать ее "как все нормальные люди" - у нее и так все хорошо!
Ну а теперь, чтобы увидеть еще одну грань этой загадочной, потусторонней особы - обратимся к греческой мифологии и аналитической психологии. Адепты этого направления скажут, что в такой девушке сильно выражен архетип Персефоны - царицы подземного мира. А я специально отмечу, что здесь буду говорить только о том аспекте этого многогранного архетипа, который связан с посредничеством между земным и "нижним" миром.
Что интересно, этот архетип имеет две ипостаси - Кора (Дева) и Персефона (Царица подземного мира).
Кора - вечная девочка, она не имеет карьерных амбиций, не интересуется замужеством. Скорее проявляет интерес к тантрическим практикам, в том числе - подъему кундалини (опять же - Змея), чем к бракосочетанию и семейной жизни. Может довольствоваться очень скромными условиями материальной жизни, много лет ходить в одной и той же одежде и обходиться без ремонта даже когда штукатурка начинает сыпаться с потолка, но при этом тратить все деньги на книги, травяные чаи, амулеты, карты Таро и прочие "магические предметы".
Можно сказать, что Кора - это земной аспект Жены Полоза. Для людей она остается не взрослеющей девочкой - мечтательной, наивной, доверчивой и лишенной амбиций. Если другие архетипы развиты совсем слабо - она обречена быть неприметной «серой мышкой», с богатым внутренним миром, о котором никто не знает. Она будет писать прекрасные рассказы или музыку исключительно для своего дневничка, который читают две подруги и случайно забредший чувак, причем смысл ее произведений будет оставаться для них загадкой. Она будет тайно влюбляться в старшего менеджера из соседнего отдела или поэта из прошлого столетия. Под землей времени не существует и разницы между мечтами и реальностью - тоже. Она будет каждую ночь проживать увлекательные сюжеты многочисленных сновидений и впечатлений от всего этого вполне хватит на серые и однообразные будни.
Второй аспект - Персефона - мудрая и самодостаточная хранительница тех знаний, которые с трудом переводятся в слова и образы. Она же - проводница между мирами, способная оказать помощь в общении с умершими, исцелении от тяжелых болезней, исправлении неверных шагов, ошибочно принятых решений… На земном языке - она может быть художницей или писательницей, чьи произведения затронут очень глубокие струны в душе читателей или зрителей, певицей или актрисой и конечно - психологом, проводником к самым сокровенным тайнам человеческой души, ведущей - к самому себе, самым важным и мощным ресурсам. Да, в мире людей, она будет такой же «женщиной-загадкой» с потусторонним светом в глазах, но при этом ее таланты не останутся погребены глубоко под землей вместе со всей ее жизнью. Она вряд ли захочет стать светской львицей или управлять корпорацией, ее не вдохновит идея окружить себя толпой поклонников или обзавестись многочисленным потомством. Но она сможет реализовать себя и в карьере, и в отношениях, и любой другой сфере - настолько, насколько ей будет нужно. Ее земная, дневная жизнь будет не менее яркой и насыщенной, чем подземное царство снов, фантазий и воображения. Возможности и ресурсы из подземного мира превратятся в действия и достижения мира земного. Причем - не только для нее, но и для многих других - для всех, кому она станет проводником.
Вы узнали себя или кого-то из ваших подруг в этих описаниях? Тогда, по традиции, несколько рекомендаций.
- Не пытайтесь себя переделать, ровняясь на «нормальных», земных женщин. Для вас особенно важно заниматься только тем, к чему лежит сердце.
- Пусть вначале будет творческий импульс, из мира снов и воображения - потом думайте о том, как это можно воплотить в реальность. Не хватайтесь за внешние идеи, которые в моде, в тренде или навязаны некими «доброжелателями».
- Развивайте навыки общения, самопрезентации, нарабатывайте деловые качества, заводите полезные связи - опять же, когда за этим стоит воплощение вашего творческого замысла.
- Оставайтесь вечно юной, открытой и беспечной. Но научитесь четко держать границы, разбираться в людях и носить маски - когда это нужно.
- Главное - будьте собой. Помните - вы не менее важны важны и ценны для этого мира, чем успешная бизнес-вумен или степенная мать семейства. А в чем-то - даже намного более!
Желающих узнать о себе много неожиданного и удивительного приглашаю погрузиться в сказочную реальность на нашем бесплатном он-лайн марафоне "Медитативное сказочное путешествие".
В качестве иллюстраций использованы работы Чюрлениса "Соната Змеи".
Автор статьи - Лана Тайгес (Маслова Светлана Владимировна) (с)