Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Авторизация Регистрация
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Одинокий, ты идешь дорогою к самому себе!

Подписаться на автора Одинокий, ты идешь дорогою к самому себе!
24 Июня 2015 00:42:51
5658

«Одинокий, ты идешь дорогою к самому себе!»

Ф.Ницше «Так говорит Заратустра»

 В работах по философии и психологии при рассмотрении феномена одиночества наряду с этим понятием используются термины изоляция, отчуждение, уединение, покинутость. Одни исследователи употребляют эти понятия как синонимичные, другие дифференцируют их. С точки зрения авторской позиции на влияние одиночества на человека можно говорить, по крайней мере, о трех разных подходах. Первую группу составляют произведения, в которых в большей степени акцентируется трагизм  одиночества, его связь с тревогой и беспомощностью. Другая группа объединяет сочинения, безоговорочно приписывающие одиночеству пусть и болезненную, но все же созидательную функцию, ведущую к личностному росту и индивидуации. И, наконец, работы, авторы которых различают одиночество, уединение и изоляцию по оказываемому этими феноменами воздействию на человека.

В представлении философа древности Эпиктета, «одинокий по своему понятию означает, что кто-то лишен помощи и предоставлен желающим причинять ему вред». Но вместе с тем, «если кто-то – один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то – в толпе, это не значит, что он не одинок» [16,с.243].

Видный мыслитель ХХ столетия Эрих Фромм среди других экзистенциальных дихотомий выделяет обособленность человека и одновременно его связанность с ближними. При этом он подчеркивает, что одиночество вытекает из осознания собственной уникальности, не тождественности никому [13, с.48]. «Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; < > осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества – все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу» [12, с. 144 – 145]. Фромм называет самой глубокой потребностью человека потребность преодолеть свою отчужденность, которую он связывает с неспособностью защищаться и активно воздействовать на мир. «Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод – к смерти» - пишет он [11, с. 40].

Артур Шопенгауэр - один из ярких представителей философской позиции, отстаивающей позитивную роль одиночества в жизни человека: «Всецело быть самим собою человек может быть лишь до тех пор, пока он один…» [15, с. 286]. Прослеживая возрастную динамику развития потребности в уединении, философ справедливо замечает, что для младенца, и даже юноши одиночество – наказание. По его мнению, склонность к обособлению и одиночеству – родная стихия зрелого мужчины и старика, следствие роста их духовных и интеллектуальных сил. Шопенгауэр глубоко убежден в том, что одиночество тяготит людей бессодержательных и пустых: «Наедине с собою убогий чувствует свое убожество, а великий ум – всю свою глубину: словом, всякий тогда сознает себя тем, что он есть» [15, с. 286]. Шопенгауэр считает влечение к обособлению и одиночеству чувством аристократическим и высокомерно замечает: «Всякий сброд до жалости общителен» [15, с. 293].  Одиночество же, по мнению философа, жребий всех выдающихся умов и благородных душ.

Немецкий философ Ф.Ницше в речи Заратустры «Возвращение»  воспевает трагический гимн одиночеству: «О одиночество! Ты отчизна моя, одиночество! Слишком долго жил я диким на дикой чужбине, чтобы не возвратиться со слезами к тебе!» Там же он противопоставляет две ипостаси одиночества: «Одно дело - покинутость, другое -  уединение…» [6, с.131].

Пронзительная нота одиночества слышится в размышлениях русского философа, писателя В.В.Розанова о неуместности человека: «Что бы я ни делал, кого бы ни видел – не могу ни с чем слиться. < >Человек – «solo»». Ощущение одиночества у Розанова доходит до такой  степени остроты, что он с горечью замечает: «…странная черта моей психологии заключается в таком сильном ощущении пустоты около себя, - пустоты, безмолвия и небытия вокруг и везде, - что я едва знаю, едва верю,  едва допускаю, что мне  «современничают» другие люди» [7, с.81]. Признаваясь в любви  человеческой слитности, В.В.Розанов, тем не менее, заключает: «Но когда я один – я полный, а когда со всеми – не полный. Одному мне все-таки лучше» [8, с.56].

С точки зрения отечественного религиозного философа Н.А.Бердяева проблема одиночества является основной проблемой человеческого существования. Источником одиночества он считает зародившееся сознание и самосознание. В работе «Самопознание» Н.А.Бердяев признается в том, что одиночество было мучительным для него и совсем как Ницше добавляет: «Иногда же одиночество радовало, как возвращение из чуждого мира в свой родной мир» [1, с.42]. И в размышлениях о том, что «я наиболее чувствовал одиночество именно в обществе, в общении с людьми», «я не у себя на родине, не на родине своего духа, в чужом мне мире» так же слышатся интонации Ницше. По мнению Н.А.Бердяева, одиночество связано с неприятием мировой данности, с дисгармонией между «я» и «не-я»: «Чтобы не быть одиноким,  нужно сказать «мы», а не «я». Тем не менее, мыслитель подчеркивает, что одиночество ценно, и ценность его в том, что именно  «момент одиночества рождает личность, самосознание личности»  [2, с.283]. В унисон с Бердяевым звучат строки Ивана Ильина, которого знатоки считают одним из самых проницательных русских мыслителей: «В одиночестве человек находит самого себя, силу своего характера и святой источник жизни» [5, с.86]. Однако переживание своей личности, своей особенности, неповторимости, своего несходства ни с кем и ни с чем на свете остро и мучительно: «В своем одиночестве, в своем существовании в самом себе я не только остро переживаю и осознаю свою личность, свою особенность и единственность, но я также тоскую по выходу из одиночества, тоскую по общению не с объектом, а с другим, с ты, с мы» [2, с.284].

Французский философ и писатель Ж.-П.Сартр, взяв за исходный пункт экзистенциализма идею о том, что «если бога нет, то все дозволено», вложенную Ф.М. Достоевским в уста одного из братьев Карамазовых, связывает понятия одиночество и свобода: «…если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне. < > Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным» [9, с.327].

Известный американский психотерапевт Ирвин Ялом употребляет понятия изоляция и одиночество как взаимозаменяемые и выделяет межличностную, внутриличностную и экзистенциальную изоляции. «Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, - это изоляция от других индивидуумов», - пишет И.Ялом [17, с.398].  Причинами межличностной изоляции он считает широкий спектр явлений от географических и культуральных факторов до особенностей личности, испытывающей конфликтные чувства по отношению к близким. Внутриличностная изоляция, по Ялому,  - «это процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя» [17, с.399]. Происходит это в результате чрезмерной ориентации на разного рода долженствования и недоверия к собственным чувствам, желаниям, суждениям. Экзистенциальную изоляцию Ялом образно именует долиной одиночества, полагая ее отделенностью индивида от мира. Вслед за экзистенциальными философами он связывает этот вид одиночества с феноменами свободы, ответственности и смерти.

Хайдеггеровское «Мир присутствия есть совместный-мир» [14, с.118] вселяет оптимизм и обнадеживает. Но буквально через несколько абзацев спотыкаешься о строки, которые в первом восприятии звучат парадоксально, диссонируют с предыдущим тезисом: «Одиночество присутствия есть тоже событие в мире» [14, с.120]. Расставляет все по местам отнесение Хайдеггером феномена одиночества к дефективному модусу со-бытия. Без тени сожаления, прискорбия или упрека философ констатирует, что «присутствие обычно и чаще всего держится в дефективных модусах заботливости. Быть друг за-, против-, без друга, проходить мимо друг друга, не иметь дела друг до друга суть возможные способы заботливости» [14, с.121]. То, что «рядом со мной случился второй экземпляр человека или возможно десять таких», отнюдь не является гарантией спасения от одиночества, считает Хайдеггер. Ницше писал об этом так: «…в толпе ты был более покинутым, чем когда-либо один у меня» [6, с.159]. Торо буквально вторит обоим авторам: «Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат» [10, с.161]. Кажется самоочевидным, что «одиночество в толпе» становится возможным именно в связи с тем, что соприсутствие происходит «в модусе безразличия и чужести». «Это и есть одиночество в мире объектов, в объективированном мире»,- пишет об этом же Н. Бердяев [2, с.286].  Индифферентность  либо дефективность повседневного бытия друг с другом становятся препятствием к устранению одиночества. Однако основоустройством присутствия по Хайдеггеру является все же повседневное бытие-в-мире  людей [14, с.177].

В представлении М. Бубера «есть два рода одиночества, в соответствии с тем, к чему оно обращено». Есть одиночество, которое Бубер именует местом очищения и считает, что без него человеку не обойтись. Но одиночество может быть и «оплотом разобщения, где человек ведет диалог с самим собой не ради того, чтобы себя проверить и исследовать перед встречей с тем, что его ожидает, но в самоупоении созерцает формирование своей души, то это – настоящее падение духа, его скатывание в духовность» [4, с.75]. Быть одиноким, значит ощущать «себя один на один с миром, который сделался … чужим и неприютным», считает М.Бубер. По его мнению «в каждую эпоху одиночество все холоднее и суровее, а спастись от него – все труднее» [3, с.200].

Описывая современное состояние человека, Бубер поэтично характеризует его «как невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества» [3, с.228]. Спасение от отчаяния одиночества, преодоление раздирающего ощущения одновременно и «подкидыша природы» и «изгоя среди шумного человеческого мира» Бубер мыслит в особом видении мира, на котором основано понятие «Между» - «истинное место и носитель межчеловеческого бытия». «Когда одиночка узнает Другого во всей его инаковости как самого себя, т.е. как человека, и прорвется к этому Другому извне, только тогда он прорвет в этой прямой и преобразующей встрече и свое одиночество» [3, с.229].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

2.     Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения/ Дух и реальность. – М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – С. 207 – 381..

3.     Бубер М. Проблема человека / Два образа веры: Пер.с нем./ Под ред. П.С.Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. – М.: Республика, 1995. - С. 157 – 232.

4.     Бубер М. Я и Ты / Два образа веры: Пер.с нем./ Под ред. П.С.Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. – М.: Республика, 1995. - С.15 – 124.

5.     Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. – М.: Эксмо, 2007. – 528 с.

6.     Ницше Ф.  Так говорил Заратустра/Сочинения в 2-х томах. Т.2/Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. - М.: Мысль, 1990. – 832 с.

7.     Розанов В.В. Метафизика христианства. – М.: ООО «Изд-во АСТ», - 2000. – 864 с.

8.     Розанов В.В. Уединенное  /Сочинения – М.: Советская Россия, - 1990. – С.26 – 101.

9.     Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. – М.: Изд-во политической литературы, - 1990. – С. 319 - 344.

10. Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. - М: Изд-во «Наука», - 1980. - 455с.

11. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника, Г.А. Новичковой – М.: Академический проект, - 2007. – 272 с.

12. Фромм Э. Искусство любить // В кн. Душа человека /Пер. с англ. Т.И.Перепеловой – М.: Республика, - 1992. - С.109 -178.

13. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики/Пер. с англ. Л.А.Чернышевой. – Минск: Коллегиум, - 1992. - 253 с.

14. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина – СПб.: «Наука», - 2006, 453 с.

15. Шопенгауэр А. Под завесой истины: Сб. произведений. – Симферополь: Реноме, - 1998. – 496 с.

16. Эпиктет. Беседы / Благоразумие мудрости. – Симферополь: Реноме, 1998. – С.89 – 340.

17. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с.

 



Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Другие публикации автора:

Комментировать:


Топ публикаций
Страх и тревога. Что с ними делать. Страх и тревога. Что с ними делать. Мы все тревожимся  и чего-то  ...
«Волшебное соприкосновение», или встреча родственных душ «Волшебное соприкосновение», или встреча родственных душ Встреча двух людей – это как встреча двух химическ...
Утрата, как новый смысл. Утрата, как новый смысл. Утрата, потеря, как они могут наполнить жизнь новы...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

яндекс.ћетрика