Р. Генон различает пещеры погребальные и пещеры инициатические, хотя связь между ними устанавливается прямая. Смерть физическая по своей сути аналогична смерти инициатическои. Сошествие в Чистилище оказывается символически эквивалентным путешествию в подземный мир, куда доступ открывает пещера. Но смерть есть одновременно и второе рождение. В этом смысле пещера уподобляется чреву матери.
Пещера связана со стихией земли, как с женским началом рождающим, а в момент смерти земля оказывается стихией поглощающей. Одна и та же пещера служит обычно как местом инициатическои смерти, так и местом второго рождения, то есть она должна открывать доступ не только к подземным, хтоническим областям, но и к надземным, что согласуется с понятием Центра Мира, который осуществляет связь со всеми состояниями микро- и макрокосма.
Таким образом, пещера может являться завершенным образом мира, поскольку все важнейшие образы и символы должны в ней отразиться.
Пещеру, как правило, наблюдают со стороны, ожидая выхода из нее какого-нибудь существа. Обычно эти существа носят архаический ха рактер, олицетворяя собой бессознательные структуры. Чаще всего это то, что человек больше всего боится в себе самом. Интересно, что обычно человек представляет себя ожидающим у пещеры.
Выражение «пещера сердца» существует для обозначения человека, пребывающего в состоянии потаенности: с одной стороны, он выступает как маленькая точка на карте Вселенной, с другой стороны, именно точка оказывается принципом построения всей системы. Таким образом, мы обнаруживаем аналогию с эмбриональным состоянием человека — это всего лишь маленькая точка, которая является точкой развития.
Образ пещеры непосредственно связан с процессом второго рож дения и даже третьего. Первое рождение — физическое. Второе рождение называют психическим возрождением, которое совершается на уровне возможностей человеческой индивидуальности, третье же рож дение происходит в плане духовном и открывает путь к надындиви дуальным состояниям человека. Таким образом, на втором этапе че ловеческое существо только входит в пещеру, а окончательный выход из нее совершается как выход в Космос на третьей стадии, чему соот ветствует русское слово «воскресение».
Выход из пещеры осуществляется или через отдельное отверстие, или через тот же вход, иногда его называют «космическим глазом». Обычно выход в свет выявляет настоящую суть происходившей инициации, а именно приходит понимание: то, что мы раньше считали реальностью, есть на самом деле только ее отражение, подобно Платоновским теням в пещере.
Образ воды соотносится бессознательными структурами психики человека. В зависимости от того, какой представляется вода - ручьем, рекой, устьем реки, выходящим в море,океаном, водопадом — так отражаются внутрипсихические конфликты.
Мировые воды являются той средой, из которой вышли все живые существа. Вода то общее где человек чувствует свое родство с окружающей его жизнью. Особенно интересны в этом отношении обращение к тем состояниям и образам, которые сопровождали человека в его эмбриональном состоянии.
К. Хорни, говоря о мужском страхе перед женщиной, указывала, что издревле морская стихия соотносилась с женским чревом. Пучина олицетворяет безудержную силу влечения к женщине и одновременно страх оказаться погубленным ею.
Венера Боттичелли плывет к берегу на половинке раковины. Сексуальная любовь - глубоководное погружение в безвременное и стихийное. Фененци говорит: "Женская генитальная секреция у высших млекопитающих и у человека...обладает определенно рыбным запахом согласно описанием всех физиологов; этот запах вагины вызван тем же веществом (триметиламин), которое обуславливает запах гниющей рыбы". Ему вторит Палья "Потребление сырых моллюсков - латентный куннилингус, который многие считают отвратительным. Есть моллюска, только что убитого, почти живого, - варварство, любовное погружение в холодный соленый океан матери-природы.
Нойманн отмечает лингвинистическую связь между словами немецкого языка: мать, трясина, топь, болото, океан. Особым символом является океан. Его особенности — бесформенность, непрерывное движение. Океан олицетворяет порождающее лоно матери и сумму всех возможностей человека. Океан содержит в себе одновременно созидательное и разрушительное начало, из которого вышли боги как верхнего, так и нижнего мира.
Сартр говорит о слизи и тине, о "субстанции между двумя состояниями", о влажном и "женственном дыхании", о жидкости увиденной в кошмаре. Слизь Сартра - плотская грязная влага рождающей матки.
Река может означать границу, которую человек боимся перейти, а океан возможности, которые предоставляются ему при рождении.
Считается, что вода способна смыть все эмоции, очистить не только тело, но и душу . Тесно связан с водой образ купели, а в восточной традиции используется образ наполненного сосуда для раскрытия полноты душевного развития человека.