Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам
Авторизация Регистрация
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

МАРС ТОНЕТ В ВЕНЕРЕ: ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ИГРЫ В ПЕРЕОДЕВАНИЕ

Подписаться на автора МАРС ТОНЕТ В ВЕНЕРЕ: ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ИГРЫ В ПЕРЕОДЕВАНИЕ
10 Апреля 2018 22:59:46
1221

В литературе можно встретить так называемый «Синдром Клеопатры» ( Немиринский О. В., Федорус И. В.  «Синдром Клеопатры» (дилемма любви и гордости) // Психологический журнал. - Т. 12. - № 5.-  1991. - С. 60—64).  По мнению авторов, можно говорить о двух базисных тенденциях данного синдрома, которые реализуются  во взаимоотношениях с мужчинами. Во-первых, – это  неутолимый аппетит подтверждения своей высокой значимости для мужчины и, во-вторых, –  избегание таких отношений с мужчиной, где есть хотя бы минимальная возможность быть покоренной. Актуализация этих тенденций проявляется в двух взаимоисключающих моделях поведения: влечение к сильным, маскулинным мужчинам и жгучее желание их унизить.

Отношения с мужчинами  женщины с синдромом Клеопатры проходят три последовательные фазы: 1) фантазийный поиск  героя; 2) психологическая борьба с реальным мужчиной за лидерство; 3) переживания того, что не удалось взять верх над мужчиной – царствовать над ним. Авторы считают, что основной источник возникновения синдрома – нарциссическая  позиция родителей, обусловленная возникшим в детстве ощущением своей малоценности, питаемая сильным страхом подчинения могущественным родителям. Две тенденции душевной жизни современной Клеопатры: неутолимость интенсивной потребности подтверждения своей значимости (первая тенденция), обусловленная презумпцией своей ничтожной самоценности (тенденция вторая). Ядро проблемы синдрома авторы сводят к дилемме любви и гордости. В.Г.Степанов считает, что правильнее говорить о дилемме эгоизма и страсти. По мнению указанного автора «Клеопатра» не любит, т. к. она только берет от другого. Более того, «Клеопатра» боится любви, избегает ее. Выражение своей страсти такая женщина считает не огромным даром мужчине, а унижением себя, ущемлением собственного самолюбия, нежелательной зависимостью от другого. Поэтому во взаимоотношениях с мужчиной «Клеопатра» ставит себя в положение «царицы», требующей подчинения и почитания. Как и царица Клеопатра, женщина с синдромом Клеопатры стремится избавиться от близкого мужчины.

Мне же интересно сместить ракурс рассмотрения на шекспировскую пьесу «Антоний и Клеопатра» с ее психологическим подтекстом переодеваний.

Клеопатру во все времена считали самой гадкой из всех злодеев Шекспира. Действительно, крайности поведения Клеопатры, непостоянство и распущенность вынести достаточно сложно, даже столь ее преданным поклонникам, подобным мне. Вместе с тем она зачаровывает,  ее зажигательная сексуальная выразительность не может не пленить, а эксцентричные перемены пола «Антония и Клеопатры» не могут не запутывать и оставлять равнодушным.

Мировосприятие Клеопатры – беспорядочная текучесть и изменчивость, отмена пределов и границ, чревоугодие, секс, анархичная энергия, естественная плодовитость. Клеопатру никто и ничто не могут контролировать, поэтому она и не переживает свою пьесу. Антоний и Клеопатра не уважают границы и не ведают пределов. Сам Цезарь и его окружение называют Антония женственным, хотя в обычном смысле слова Антоний более мужественен, чем Цезарь. Цезарь сексуально нейтрален. Антоний, самый сексуально неустойчивый герой, превозносит мужское начало, он презирает Октавия Цезаря, который отказывается схватиться с ним врукопашную.  Страсть Антония безрассудна: «Ничтожна страсть, к которой есть мерила». В Египте все избыточно, расточительно и изобильно. Цезарь пытается подавить и направить в определенное русло поток эмоций египетского опыта. Цезарь хочет измерить бесстрастной рассудочной мерой бесконечную многоликость Клеопатры. По ходу пьесы множественность Клеопатры проиллюстрирована  множественными переходами от одной крайности в эмоциях в другую. Клеопатра растворяет мужское в женском. Ее окружают так презираемые Римом евнухи, Антоний после встречи с ней меняет свое стоическое римское прошлое на разврат. Антоний страдает расширением идентичности, что  он не в состоянии контролировать. Игра в переодевание – парадигма эмоционального единения в любви, любовники настолько проникнуты друг другом, что их по ошибке принимают одного за другого.

Психика Клеопатры поглощена иррациональным и варварским. Ее сексуальность настолько превосходит европейские представления о норме, что римляне называют ее распутницей, шлюхой или девкой. «Змейка нильская» - она архетип роковой женщины. Клеопатра – не невротик, а если на то пошло – психопат.

Знакомое многим женщинам состояние, за которым закреплено название «предменструальный синдром», и которое я называю «рокотом динозавра», со свойственными ему вспышками гнева, раздражительности, сменяемыми плаксивостью – окно в бессознательное, в котором живет необузданная и непредсказуемая Клеопатра. Клеопатра – рептильный мозг, как он есть: инстинкт размножения, агрессия, желание всем обладать, имитация, обман, борьба за власть, доминирование над  меньшинством, хладнокровие, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям своих действий относительно других людей. Во всякой женщине, борющейся со своим рептильным мозгом, в предменструальный период разворачивается битва между варварством и цивилизацией.

Мужская личина Клеопатры также сильна. Некоторые исследователи  полагают, что опоясанная мечом Антония Клеопатра – ренессансная «Венера вооруженная». Психологически Клеопатра также выступает во всеоружии. Шекспир подает Клеопатру, склонную к мужскому насилию, как чрезвычайно привлекательный литературный образ. Насилие Клеопатры в отличие, например, от леди Макбет – постоянное, а не преходящее. Импульсы Клеопатры садомазохистичны, стоит ее спровоцировать – и она обращается в паническое бегство. Такой физический противоток агрессии Гераклит называл «энантиодромией» - бегством к своей противоположности. Клеопатра воплощает дионисийский принцип театральности, истина не имеет никакого значения: драматические ценности – превыше всего.

Почему же владычица всех эмоциональных состояний терпит неудачу?  Цезарь - принцип реальности, он представляет все то, что отвергли Антоний и Клеопатра. Психическая устойчивость побеждает психическую изменчивость. Кульминация «Антония и Клеопатры» – битва при Акциуме. Поражение Антония – победа Цезаря и начало Римской империи, объединенной властью одного человека. Цезарю покровительствует, как сказал бы Ницше, «Аполлон, основатель государств».

Клеопатра Шекспира – свободная игра независимого воображения, враждебно настроенная по отношению к устойчивости и прочности земли.

Роковое решение Антония сражаться на море губит его. Командир пехотинцев и гений сухопутных сражений, он, как последний дурак, позволяет Клеопатре диктовать ему план битвы («Земля — навоз»…  «Но величье жизни —В любви»). Египтяне – мореплаватели. Клеопатра настаивает на том, чтобы последний бой Цезарю дал флот, а не армия. Бывалые солдаты Антония тщетно взывают к нему, он, ослепленный любовью, отмахивается от них. Историки озадачены внезапным бегством Клеопатры в битве при Акциуме, а тем более позорным предательством Антония, бросившего свои войска и корабли и последовавшего за ней. Шекспир представляет дело так, что Клеопатра и Антоний бегут с театра военных действий, потому что им не хватает упорства и решимости. В психологическом гороскопе Клеопатры не хватает стихии земли, того принципа реальности, который присущ Цезарю. Клеопатра – огонь, воздух и вода. Огонь - свирепый, вспыльчивый характер, агрессия и насилие. Воздух – вербальная энергия и поэтическая сила создания образов. Вода – неукротимые приливы эмоций  и ее стремительная смена настроений. Личины Клеопатры меняются постоянно и беспорядочно, потому что в ней нет земли, способной придать ей стабильность и ограничиться одной личиной. Ее выбор при Акциуме – море, жидкая природа. Клеопатра – это Египет, а Египет – это Нил. Согласно «Антонию и Клеопатре», сухая земля Египта сама по себе не обладает ценностью. Плодородие наступает лишь тогда, когда земля орошается водой. Антоний, вступая во влажный приют ее царства, теряет себя. Он предает своих людей и самого себя. Равнодушие любовников к общественным заботам и предпочтение эмоций долгу предопределены в начале пьесы метафорой затопления земли водой. Антоний восклицает: «Пусть в Тибре сгинет Рим/И рухнут своды вековой державы», - высказывание вряд ли подобающее римскому триумвиру. Клеопатра гневно кричит: «Да сгинет Рим!», «Пусть на Египет хлынет Нил!». Любовники затопляют землю волнами эмоций и не могут противостоять постоянному давлению «земного» Цезаря.

Клеопатра Шекспира – свободная игра независимого воображения, враждебно настроенная по отношению к устойчивости и прочности земли, перед смертью говорит: «Я вся как мрамор/Теперь непостоянная луна/Не из моих планет». Непрерывные преображения Клеопатры заканчиваются неподвижностью смерти.



Теги: границы синдром клеопатры принцип реальности
Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Другие публикации автора:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии (1)

Неавторизованный пользователь

11.04.2018

Амалия, как всегда потрясающе! Спасибо за ваше творчество!

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен



Топ публикаций
Психологические проблемы сексуальности современного человека Психологические проблемы сексуальности современного человека Что такое сексуальность? Это некая врожденная потр...
Я в ответе за мужа, за сына… За всё! Я в ответе за мужа, за сына… За всё! «За маму, за папу, за дочь, за нерадивых подчинённ...
Шизофрения как расстройство очевидности: клиническая гипотеза Шизофрения как расстройство очевидности: клиническая гипотеза Шизофрения несет в себе определенный биологически ...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice