История знакомства З. Фрейда с госпожой Истерией и первые психоаналитические плоды тандема
"В исследованиях истерии рождается психоанализ, и, если
мы хотим понять его особенности и его развитие,
мы, согласно его собственным теоретическим диспозициям,
должны обратиться к этим родам. "
В. А. Мазин
Истерия по праву рассматривается как стартовая площадка, отправная точка эволюции психоаналитических идей, и в продолжение многих исследований, посвященных данной теме, в цикле научных статей об истерии в психоанализе я планирую поразмышлять об этом феномене человеческой души, который все еще хранит в себе немало загадочного и неуловимого.
Фрейд учился у своих истерических пациентов. Он хотел знать и поэтому он внимательно выслушивал их. Таким образом, как известно, Фрейд отточил идею психотерапии, которая на конец 19-го века отличалась значительной новизной.
Таким образом, эта статья о том, чего, с одной стороны, уже больше не существует, а с другой, о том, чего существует слишком много.
В наши дни истерия как диагноз утратила свою былую значимость, став значительно менее распространенной, чем в давние исторические времена или в эпоху жизни и деятельности З.Фрейда. Можно сказать, что она превратилась в болезнь-призрак, поскольку оказалась даже устраненной из Международных классификаций психических заболеваний (последнего издания DSM – IV - R , МКБ-10).
Целью данной статьи является поиск ответа на вопрос актуальности обращения психоанализа сегодня к фундаментальным работам об исчезающей истерии, их значение для формирования психоанализа как теории, как метода психотерапии и как метода исследования.
Истерия, существование которой можно проследить до древнейших времен, находится, как утверждают, в состоянии исчезновения. Похоже, что истерия уже миновала пик своего социально-исторически обусловленного развития, который пришелся на времена Шарко и от которого Фрейд сумел извлечь пользу. Некоторые коллеги сегодня придерживаются мнения, что истерия является скорее пережитком, но соответствует ли это действительности?
Попробуем определить значение открытий в сфере психоанализа в ходе работы с истерией, выделить основные из них, разобрать проблематику актуальности и существования истерии сегодня.
В ходе исследования темы, кроме классических базовых психоаналитических трудов З.Фрейда, О. Фенихель, Н. Мак-Вильямс, Кляйн М., рассматриваются тексты других авторов и современников как Руднев В., Семке В. Я., Шапиро Д., Грин А., Арру-Ревиди Ж., Ольшанский Д. А., Крэчмер Э., Забылина Н. А., Шапира Л., Ясперс К., Ю.Кристева, М.Фуко, Ф.Гваттари и др.
Благодаря исследованию истерии и появился психоанализ, в тоже время куда она исчезла сегодня? Значит ли что сам психоанализ как базовый фундамент сегодня пошатнулся? Какие трансформации мы можем наблюдать в прочтении истерии сегодня? Какими должны быть клиническое описание и понимание истерического склада?
Безусловно, сейчас истерия значительно видоизменилась, но пропала ли она с психоаналитического поля? Открытия, сделанные при исследовании истериков работают по сей день и не находят весомых опровержений.
Сегодня истерию в ее трансформированной форме пытаются соотнести с обсессивными неврозами, нарциссическими проявлениями, психосоматикой, отсылают к доэдипальным ранним отношениям с матерью, догенитальными фиксациям (оральным, анально-садистическим), пограничными расстройствами и даже психозом.
Оставаясь почвой для дискуссий и споров Госпожа истерия неопровержимо продолжает существовать как во времена Фрейда так и по сей день.
Диагноз "истерия"
Со времён Древнего Египта (первое описание встречается в Кахунском медицинском папирусе 1950 года до нашей эры) многие женские болезни считались болезнями именно матки, хотя о расстройствах поведения или эмоций там ещё не говорится (разве что упоминается «лечение женщины, которой нравится быть в постели…» с диагнозом «спазмы матки»).
Диагноз «истерия» (от др.-греч. ὑστέρα (hystera) — «матка») впервые появляется в Древней Греции и описан у Гиппократа. Его современник Платон описывает «бешенство», в которое впадает матка женщины, не имея возможности зачать. Исходя из этих представлений о природе истерии, предположений о возможности истерии у мужчин долгое время не допускалось. Диагноз «истерия» был крайне популярен в медицине конца XIX — начала XX века. На материале истерии Ж. М. Шарко и З. Фрейд сделали ряд важных открытий в лечении душевных расстройств. Сегодня же этот диагноз устаревший и официально не используется ни в МКБ-10, согласно которому этот «термин употреблять нежелательно в виду его многозначности», ни в DSM-IV. Диагноз «истерия» ( 300.11 Истерический невроз) распался на многочисленные более конкретные диагнозы, такие как:
F44. Диссоциативные расстройства
F45.0 Соматизированное расстройство
F45.1 Недиференцированное соматоформное расстройство
F45.3 Соматоформная вегетативная дисфункция
F45.4 Хроническое соматоформное болевое расстройство
F45.23 Приспособительная реакция с преобладанием нарушения других эмоций
Место встречи: у Шарко
Пропуская обсуждения четырехтысячелетней истории концепций истерии, начиная с кахунского папируса (1900 г. до н. э.), в котором матка описывается как место локализации болезни, и кончая Международным психоаналитическим конгрессом 1973 года, который поставил на повестку дня вопрос о том, как трактовали эту проблему в эпоху Шарко, предлагаю перейти ближе к временам знакомства Фрейда с истерией. [25]
В конце XIX столетия стандартными способами лечения, как тогда говорили, "нервных болезней" были массаж, "электротерапия" и, ставшее притчей воязыцех, лечение на водах. Разочаровавшись в эффективности общепринятых в то время способов лечения, игнорируя косые взгляды своих коллег, молодой врач Зигмунд Фрейд в 1886г. отправился в Париж проходить обучение новому методу лечения - гипнозу.
Шестимесячные курсы в парижской больнице Сальпетриере у знаменитого французского психиатра Жана Шарко оказали на Фрейда огромное влияние. Главным открытием Шарко являлось, что в гипнотическом состоянии у пациентов, страдающих истерией, исчезали симптомы, а также и то, что истерические симптомы посредством гипноза можно было вызвать у здоровых людей.
Хотя именно Шарко в 1895 году дал Фрейду значительный стимул к тому, чтобы приступить к изучению истерии и сексуальности, решающей для Фрейда все же оказалась встреча с Брейером, ибо она привела к первым научным дискуссиям еще до опубликования “Очерков об истерии”.
Истерия как муза Фрейда. Первые совместные труды
"Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не принимал участия в первых начинаниях. Когда другой венский врач д-р Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке (1880—1882), я был студентом и держал свои последние экзамены. Этой-то историей болезни и ее лечением мы и займемся прежде всего. Вы найдете ее в подробном изложении в „Studien über Hysterie», опубликованных впоследствии Брейером совместно со мной." З. Фрейд.
Известно, что именно слушая истеричек, Фрейд открыл совершенно новый режим человеческих отношений. Психоанализ был рождён встречей с истерией, так куда пропала истерия того времени? Анна О, Эмми фон Н. — разве жизни этих удивительных женщин принадлежат уже другому миру?
В определенной мере книгу "Исследования истерии" (1895 г.) можно считать первым психоаналитическим трудом. До этого конструктор психоанализа, доктор Зигмунд Фрейд писал работы по гистологии и физиологии, невропатологии и психопатологии, об афазии и кокаине. "Исследования истерии" - анализ этиологии, течения и терапии психических расстройств. В то же время "Исследования истерии" - это головокружительный отчет о рождении психоанализа. Не сознательный отчет, описанный Зигмундом Фрейдом, но отчет, который мы осознаем многие десятилетия спустя, осмысляем задним числом. От внимательного читателя не ускользнут подробности родов психоанализа.
Развитие Фрейдовской теории истерии охватывает период между 1893 и 1917 годами и может быть рассмотрено поэтапно.
"Исследования истерии" ("Очерки об истерии"), "Об этиологии истерии" (1893 - 1896) — результат совместной работы Брейера и Фрейда. Однако собственно фрейдовская теория истерии начинает прорисовываться только с рассмотрением защитных невропсихозов (1894 - 1986 г., письмо Вильгельму Флиссу). Происходит взаимное определение истерии, фобий и невроза навязчивых состояний. Все вместе они образовали область, которая должна была стать сферой для приложения психоанализа. В этот период представлена травматическая теория. Роль травмы обусловлена ее последствиями: расщеплением особым образом оформленного психического ядра. В этом контексте мы должны вспомнить о двухфазной структуру травмы (детство и пубертатный период), причем вторая фаза — это фаза, в которой вспоминается событие, происходит осознание в последействии. “Истерик страдает от воспоминаний”, и значимость этих воспоминаний определяется тем, что конфликты прошлого исполняется в теле, измененном пубертатом. Из “досексуального” травматического периода индивид перешел в сферу сексуального. В конечном счете защитные невропсихозы с клинической точки зрения подтверждают наличие бессознательной организации, находящейся в конфликте с Я. Функция истерического симптома состоит в том, что благодаря конверсии ослабевает бессознательное представление. Акцент делается на обязательном отведении и переносе психического конфликта, который теперь разрешается на другом уровне. Тем не менее удовлетворение желания достигается также и в телесной сфере, поскольку при конверсии речь идет о символической соматизации. Соматическая же восприимчивость является средством, с помощью которого происходит удовлетворение желания. Попутно здесь следует заметить, что фобия представляет собой психическое проявление невроза страха, то есть результат действия механизма, противодействующего конверсии, поскольку страх, проявляющийся (в соматической форме) в неврозе страха, а именно в обмене между сознательным и бессознательным, преобразуется и связывается психическим репрезентантом, причем это происходит с различных точек зрения: экономической, динамической и топически-функциональной.
"Фрагмент анализа одного случая истерии." (Случай Доры) 1901г. Здесь охарактеризуется отношение между сновидением и истерией. Помимо конверсии, определение которой уже дано, Фрейд описывает роль превращения аффекта, при котором место желания и амнезии занимает антипатия, из-за чего истерик становится столь непонятным. Но прежде всего в этот период описываются важные факты:
- перенос;
- значение истерических симптомов, в результате конверсии истерический симптом создает дефект, через который он метафорично выражается;
- мышление сковывается формами воображения, фантазиями, в которых проявляются разнообразные идентификации, здесь речь идет о чистой форме проявившихся фантазий, а потому о тенденции не к припоминанию, а к отыгрыванию;
- эдипов комплекс, который в том, что касается роли идентификации, характеризуется бисексуальностью и ее последствиями, истерия является сферой преобладания эроса, переноса, эдиповых чувств влюбленности в их бисексуальной форме;
После опубликования случая Доры появились многочисленные работы, целью которых было исследование причин неудачи Фрейда, а также реальной ценности его теории. Некоторые объясняют эту неудачу недостаточным анализом гомосексуальности, то есть моментом, который позднее признал и сам Фрейд, существуют еще другие версии и полемика на эту тему не утихает.
"Фантазии и истерические приступы" (1908—1909)
В 1908—1909 годах Фрейд подготовил две наиболее важные и, без сомнения, завершенные работы об истерии. В статье “Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности” (1908) устанавливается связь между грезами, осознанными и бессознательными фантазиями, мастурбацией и истерическими симптомами. Представление о невыносимой репрезентации травмы, лежащей в основе симптома, дополняется представлением о сгущении многочисленных фантазий. В результате “ассоциативного возвращения” симптом становится их эрзацем.
Работа “Общий взгляд на истерический приступ” (1909) довершает предшествующие наблюдения. В отношении истерических приступов речь отныне идет исключительно о спроецированных и приведенных в действие фантазиях, в которых действие (в драматическом смысле) разыгрывается как пантомима. Но таким образом — как и в сновидении — на пути от фантазии к симптому происходят различные искажения. И так же, как в сновидении, анализ позволяет пролить свет на их причины и значение. Анализ, однако, доказывает: преобладание механизмов сгущения, взаимодействие разного рода идентификаций, наличие противоположных сексуальных ощущений и гомосексуальности в процессе происходящего. Этиология и функция фантазий состоят в том, чтобы обеспечить замену вытесненному инфантильному сексуальному удовлетворению. В действительности здесь имеет место чередование: вытеснение/неудача следует за вытеснением/возвращением вытесненного.
В Трудах по метапсихологии (1915—1916) Фрейд последний раз обращается к теме конверсионной истерии. Внимание Фрейда привлекает судьба аффективных импульсов, вытеснение которых должна объяснить “belle indifference”. Репрезентант влечения уходит из сознания, принимая форму конверсии. Это — результат сгущения, приводящего к формированию эрзаца. Благодаря ему аффективный нейтрализуется. Правда, такое достижение имеет преходящий характер, так что индивид вынужден создавать новые симптомы.
“Торможение, симптом и страх” (1926) - в этом труде практически не идет речи об истерии — здесь подробно анализируется фобия и в первую очередь Фрейд уделяет внимание проблеме торможения. И хотя данная работа не имеет явного отношения к истерии, однако в той мере, в какой торможение является для Фрейда следствием чрезмерной эротизации несексуальной или десексуализированной функции, можно, пожалуй, предположить, что торможение предшествует конверсии. Более того, многие авторы уже в после-фрейдовский период рассматривают торможение (особенно если оно касается сексуальности) в качестве одной из модальностей по крайней мере некоторых форм истерии. Однажды возникшее торможение наносит ущерб Я. Истерические пациенты (вопреки их собственному мнению) испытывают страх не перед возможной неудачей, а перед желанием, осуждаемым Сверх-Я, то есть Сверх-Я, которое нельзя ввести в заблуждение переносом эротизации на функцию Я.
Мы увидели, что Фрейд занимался чуть ли не исключительно генитальной проблематикой истерии. И наоборот, так называемым догенитальным фиксациям внимание практически не уделялось. Анальность и оральность упоминаются только в связи с их функцией топической регрессии. Точно так же и Я лишь в незначительной степени становится предметом тщательного исследования. Сама же конверсионная истерия расценивается Фрейдом как успех, так как в этом случае — в отличие от фобии или навязчивости (см. статью П. Куттера) — экономия неудовольствия является чуть ли не всеобъемлющей.
Фрейд в своей работе “О женской сексуальности” (1931) открыл догенитальные корни истерии. Преобладание женской истерии и распространенность оральных фиксаций можно, пожалуй, объяснить особенностями отношения девочки к своему первичному объекту (груди матери), из-за которого возникают либидинозные, сексуальные, агрессивные и нарциссические фиксации, важность которых еще более возрастает в силу зеркальных отношения девочка—мать. И наоборот, катектирование мальчика матерью имеет другие последствия. Кроме того, роль, которую играет культура в формировании женской сексуальности и, следовательно, в истерогенезе, обогатила спорный вопрос.
Список литературы:
- Арру-Ревиди, Ж. Истерия / Жизель Арру-Ревиди; пер. с фр. Ермаковой Е.А. - М.: Астрель: ACT, 2006. – 159 с.
- Бенвенуто С. Дора убегает// Психоаналіз. Часопис, 2007.- N1[9], К.: Международный Институт Глубинной Психологии, - С. 96-124.
- Блейхер В.М., И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.
- Пол Верхаеге. "Психотерапия, Психоанализ и Истерия." Перевод: Оксана Ободинская 17/09/2015
- Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород, 1998
- Грин А. Истерия.
- Грин Андре "Истерия и пограничные состояния: хиазм. Новые перспективы".
- Джонс Э. Жизнь и творения Зигмкнда Фрейда
- Джойс МакДугал "Тысячеликий Эрос." Перевод с английского Е. И. Замфир под редакцией М. М. Решетникова. Спб. Совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б&К 1999. - 278 с.
- 10.Забылина Н.А. Истерия: Дефиниции истерических расстройств.
- 11.Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
- 12.Курню-Жанэн М. Шкатулка и ее секрет// Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу. М.: «Когито-Центр», 2007, с.109-123.
- 13.Кречмер Э. Об истерии.
- 14.Лакан Ж. (1964) Четыре основные понятия психоанализа (Семинары. Книга ХІ)
- 15.Лахманн Pенате. «Истерический дискурс» Достоевского // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей. - М.: Новое издательство, 2006, с. 148—168
- 16.Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу.- М: Высшая школа, 1996.
- 17.Мазин В. З. Фрейд: психоаналитическая революция - Нежин: ООО "Видавництво "Аспект - Поліграф" - 2011.-360с.
- 18.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 2007. - 400 с.
- 19.МакДугалл Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. Спб.: Издательство ВЕИП, 2002
- 20. Ольшанский Д. А. "Клиника истерии".
- 21. Ольшанский Д. А. Симптом социальности в клинике Фрейда: Случай Доры // Журнал Credo New. No. 3 (55), 2008. С. 151—160.
- 22.Павлов Александр "Пережить чтобы забыть"
- 23.Павлова О.Н. Истерическая семиотика женского в клинике современного психоанализа.
- 24. Висенте Паломера. "Этика Истерии и Психоанализа." Статья из 3 номера “Lacanian Ink”, текст которой был подготовлен по материалам выступления на CFAR в Лондоне, в 1988 году.
- 25. Руднев В. Апология истерического характера.
- 26. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. – М.: Издательский дом «территория будущего, 2007. – 328 с.
- 27. Руднев В.П. Педантизм и магия при обсессивно – компульсивных расстройствах // Московский психотерапевтический журнал (теоретико – аналитическое издание). М.:МГППУ, Факультет психологического консультирования, №2 (49), апрель – июнь, 2006, с.85-113.
- 28. Семке В.Я. Истерические состояния / В.Я. Семке. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.
- 29. Стернд Харольд История использования кушетки: развитие психоаналитической теории и практики
- 30. Узер М. Генетический аспект // Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология: теория и клиника. Серия «Классический университетский учебник». Вып.7. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001, с.17-60.
- 31. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический проспект, 2004, - 848 с.
- 32. Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии (1895). - Санкт-Петербург: ВЕИП, 2005.
- 33. Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии. Случай Доры (1905). / Истерия и страх. - М.: СТД, 2006.
- 34. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций.
- 35. Фрейд З. О психическом механизме истерических симптомов (1893) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 9-24.
- 36. Фрейд З. Об этиологии истерии (1896) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 51-82.
- 37. Фрейд З. Общие положения об истерическом припадке (1909) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 197-204.
- 38. Истерия: до психоанализа и без него, современная история истерии. Энциклопедия глубинной психологии / Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие / Истерия
- 39. Хорни К. Переоценка любви. Исследование распространенного в наши дни типа женщин //Собрание сочинений. В 3т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. М.: Издательство «Смысл», 1996.
- 40. Шапира Л.Л. Комплекс Кассандры: Современный взгляд на истерию. М.: Независимая фирма «Класс, 2006, с.179-216.
- 41. Шепко Е. И. Особенности современной истерической женщины
- 42. Шапиро Дэвид. Невротические стили. – М.: институт Общегуманитарных исследований. / Истерический стиль
- 43. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика,1997.