Ипохондрический страх не поддерживается никакими объективными фактами. Страх ипохондрика существенно ограничивает витальность и способность совладания с реальностью. Ипохондрик все больше отстраняется от внешних объектов, занятый собой и наблюдением над телом он направляет все свое внимание на тело или предположительно больной орган. Ипохондрик страстно ищет помощи и подтверждения своего страха, эта потребность направляется на близких особенно на врачей, которые реагируют антагонистическими или контрпереносными чувствами, с одной стороны, соответствующей тревожной заботой, с другой – агрессивно-раздраженной обороной. Доктор сталкивается с двойственным страхом пациента, с одной стороны, он должен освободить пациента от предполагаемой причины его тревоги, с другой, – врач не может отнять у пациента его убежденность в том, что он тяжело болен, как будто эта болезнь ему жизненно важна, даже если она означает смерть. Больной жалуется на свое страдание, понимаемое им как физическое, но при этом внутренне хочет получить от врача обязательное подтверждение своего представления о болезни. Парадоксальным образом обнаружение даже самых незначительных физических нарушений вызывает у ипохондрика эйфорию, поскольку тело как объект содержащее в себе нечто негативное и внушающее страх, сохраняется таким образом. Когда доктор сообщает ипохондрику: «Мы все обследовали, по существу вы здоровы» – пациент реагирует агрессией и чувством, что его не понимают. Он убежден, что его недостаточно основательно обследовали, может быть перепутали лабораторные данные, он чувствует, что его плохо лечат, и идет к следующему доктору. Ведь он нездоров, и по существу хочет, чтобы его поняли. Но если эти мучения понять как экзистенциальный страх, находящий свое выражение в тревоге, связанной с телом, т.е. подобравший себе ложную локализацию , то такая реакция не помогает справиться с ним, напротив, этот базовый страх - а именно: страх перед жизнью - становится еще тяжелее выносить. Именно поэтому так тяжело подобрать терапевтический подход к ипохондрику, ведь он хочет получить от врача подтверждение своей соматической фантазии, чтобы его увидели, как физически больного, но с параноидной недоверчивостью следит, чтобы никто не отобрал у него эту идентичность.
Склонность ипохондрика к отстранению и тревожному наблюдению за собой точно внесли свой вклад в понимание Фрейдом ипохондрии как нарциссической проблемы. Из-за избыточной эрогенности затронутого органа все либидо - отвлеченное от внешних объектов - направляется на задетый ипохондрией участок тела. После прочтения «Введения в нарциссизм» Лу Саломе пишет Фрейду, что посредством ипохондрического страха нарушается гармоничное нарциссическое базовое чувство единения с телом. На ее взгляд, это изменение отношения к собственному телу, которое вдруг противопоставляет его вполне сознательно как объект, который больше не является идентичным нам, как нечто за пределами, даже самая маленькая часть тела, которая болит вдруг ощущается, как чужеродное тело ,человек с возмущением отличает себя от него, как отчего-то враждебного. Следовательно, Лу саломе считает, что тело при ипохондрии становится объектом патологического нарциссизма. П. Шильдер указал на диссоциацию органа маниакального полагаемого ипохондриком: "Можно сказать что затронутый ипохондрией орган ведет себя как независимое тело. Ипохондрик пытается изолировать больной орган и обращается с ним как с чужим телом в своем образе тела, попытки избавится от него, оказываются безуспешными, потому что он остается в теле, как будто чужеродное тело внедренное внутрь". «Я-тело», т.е. репрезентация органа должна быть диссоциирована и посредством диссоциации должна создать некую противоположность, которая может послужить объектом проекции всего негативного в ипохондрике, травматического интроекта. Объект проекции, больной орган в случае ипохондрии становится враждебным преследователем и внушает страх, но является и адресатом агрессии. Механизм проекции используется везде и всегда, чтобы проецировать на объекты за пределами я собственные негативные, пугающие и враждебные импульсы или внутренние тенденции и таким образом как бы освободиться от них, локализуя их вне себя самого и как бы запирая «под арест» – страх более просто выносить, когда он имеет под собой узнаваемую причину. |