«Фанатик — есть еретик жизни, он противостоит живому человеку, милосердию и любви»
«Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни диавола, но он всегда сам преследует, пытает и казнит. Человек, одержимый манией преследования, который чувствует себя окруженным врагами, — очень опасное существо, он всегда делается гонителем, он-то и преследует, а не его преследуют»
Н.А.Бердяев
Одна их отличительных и обязательных черт в психологическом портрете религиозного фанатика - бездонный эгоцентризм. В эгоцентрическом мире религиозного фанатика отсутствует место другому человеку, отсутствует право другого на иное воззрение, иное суждение, иной способ жизни. Поэтому с религиозным фанатиком невозможно построение какого-то ни было диалога; диалог предусматривает встречу двух различных мнений, двух отличных друг от друга людей. Фанатики проявляют крайнюю нетерпимость к мнению других людей. А услышав иную точку зрения, стараются тут же спасти «загубленную» душу, выбирая при этом агрессивные методы.
У религиозных фанатиков очень мощно работает механизм проекции. Внутренние демоны, которые наполняют фанатика, проецируются на окружающий мир, находят подтверждение, опредмечиваются в любом несогласном, в любом инакомыслящем.
Чем выше уровень подавляемого страха и невротической тревоги, чем больше нарушена связь с истинными чувствами, тем более интенсивна и жестока война с внешним врагом. По словам Бердяева, в дьявола религиозный фанатик верит больше, чем в Бога. Фанатик совершает насилие от страха, а потому он не сильный, а слабый. Его вера отрицательна — ведь фанатическая вера есть слабость веры, безверие.
В других людях религиозный фанатик усматривает то опасное зло, которое на самом деле несет в себе. Наказывая и обвиняя других, фанатик ощущает себя чистым и непорочным спасителем.
В сознании религиозного фанатика такие религиозные идеи, как «идея спасения» и «идея гибели», приобретают совершенно иную окраску. «Идея гибели», страх Божий, заставляет человека посмотреть на себя, побуждают его «искать бревно в собственном глазу». Для фанатика же этот шаг совершить абсолютно невозможно, поэтому он осуществляет выбор в пользу «идеи спасения», но речь идет не об осознании своих заблуждений и грехов, не о покаянии, которое подразумевает смирение, а о спасении «мира от врагов», о «победе справедливости», о «торжестве над злом», при этом главным судьей является эгоцентрический взгляд фанатика.
Приемы спора религиозного фанатика:
-Доказательство догмата через догмат
-Отсылка к «богодухновенному Писанию» и авторитету Бога
-Переход на обсуждение личности собеседника
-Самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности
-Очернение других религий и мировоззрения
-Словесные запугивания
-Применение силы.
Здесь можно вспомнить идею противопоставления «веры» и «силы» у Эриха Фромма, а также и мысль Бердяева о том, что фанатизм — это «отрицательная» вера.
«Сила», которая связанна с «властью», говорит Фромм, является самым неустойчивым из всех человеческих завоеваний и, воздействуя на человека извне, лишает его возможности посредством «веры» строить связь с миром изнутри самой личности.