«После многолетней практики в буддистских монастырях Таиланда, я мог с легкостью включать сотни живых существ в свою медитацию любящей доброты, но совершенно не понимал, как общаться с другими людьми»
Джек Корнфилд, американский учитель буддизма, психотерапевт, книга «Путь с сердцем»
Множество путей лежит перед человеком, мужчиной или женщиной, юным или в годах, принявшим решение сделать свою жизнь иной. Действительно ИНОЙ – не просто с понедельника, а желающего реальных перемен в своей жизни. Для того чтобы это намерение стало успешным необходимо ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ, МУЖЕСТВО, РЕШИМОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ, И ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК. Другой человек – это конечно собирательный образ – их, других на пути к изменению множество. Есть еще одна важная, необходимая вещь, которая обязательно приходит на пути «с сердцем». Это понимание, или знание. Это знание про себя, свои чувства, мотивы поступков, свои ограничения и ресурсы, свои табу и разрешения. Это знание приходит постепенно с движением по пути – чем больше я знаю и принимаю себя, тем больше свободы и возможности в моей жизни, тем спокойнее и свободнее я принимаю других людей.
То, что я сейчас написал – банальность, известная за сотни лет до моего рождения и повторенная многократно. Зачем повторяюсь? По нескольким причинам – для меня это не просто слова, а нечто проживаемое и принимаемое, не декларация, а жизненный опыт. Вторая причина – давно хочу написать о других путях, которые декларируя похожие вещи, создают обманку, заманчиво блестящую оболочкой с разными надписями. И еще одно – в своей жизни я точно имею опыт «духовного избегания», и чувствую, что эта тема для меня самого актуальна.
Работая с клиентами в своей психотерапевтической практике, неоднократно приходилось сталкиваться с теми, кто проходил ребефинг, различные телесные практики, холотропное дыхание. С большим интересом я слушал их рассказы о необычных переживаниях, образах, видениях. Однако с течением времени, обратил внимание, что часто реальная жизнь этих людей не изменялась. На вопрос, «что означают для вас эти образы и переживания?», мой клиент красноречиво пожал плечами – «было круто». Для меня ответ лежит в области знания, то есть осознания, усвоения полученного опыта. При отсутствии интернализации полученных, тем или иным путем знаний, невозможно их использовать. А процесс осознавания предполагает нелегкий и небыстрый процесс, где главный «труженик» человек желающий изменений, а психотерапевт не шаман и не гуру, а лишь «подсобник». Правда от профессионализма, и честности «подсобника» зависит так же немало.
Медитация, чтения мантр, занятия йогой, различные трансцендентные практики, чтение духовных книг, паломничество в Почаевский монастырь, к Папе или к Далай-Ламе, сами по себе не приводят к изменениям. От многократного произнесения слова «халва» сладко во рту не становится. Вспомните нашего «легитимного президента» посещающего Афонских старцев и имевшего «конкретно дома» шикарный иконостас, а так же его многочисленных «воцерквленных» соратников. Но Бог с ними, это примеры «крайнего ватного расщепления» - так для яркости.
Интересуясь Непалом, попал я на рассказ о путешествии в эту страну с фотоотчетом. Прекрасный был отчет, фотографии здоровские. Одна из рассказчиц, ведущая йога студии, с ужасом рассказывала, о том, что некоторые, нехорошие люди едят мясо яков. При этом, она все больше возбуждаясь, повторяла «мясо, мясо». К концу этого эпизода у меня возникло стойкое ощущение, что этого самого «мяса» ей в настоящей жизни очень хочется.
В путешествии по Индии я провел некоторое время в компании йогов из Одессы. Один из них не только не употреблял мяса, но и несколько месяцев практиковал воздержание от секса. Его анекдоты на эту тему и взгляды на проходящих дам, не оставляли сомнений в искусственности его собственного запрета.
Примеров таких множество, уверен, не у меня одного. Зачастую выбор такого «духовного» пути выглядит как избегание признания и решения настоящих проблем, как бегство от реальных выборов и ответственности.
Осознавание себя и своего опыта превращает декларации в настоящую ценность. Мой клиент (рассказ привожу с его разрешения), искренне верующий христианин, на одной из встреч сказал следующее: «Я понял смысл заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя»! Ведь сначала мне нужно научиться любить себя и только тогда я могу любить и других.»
Хочу продолжить цитатой из интервью с Джоном Уэлвудом, специалиста по изучению взаимоотношения между западной психотерапией и буддийской практикой. (взято из www.derevo-peremen.kiev.ua/stati/psikhologiya/114-w)
«Духовное избегание является термином, который я ввёл для описания процессов, наблюдаемых мною в буддийской общине, где я пребывал, а также в самом себе. Хотя большинство из нас искренне пытаются работать над собой, я заметил широко распространившуюся тенденцию использовать духовные идеи и практики для того, чтобы обойти или избежать встречи с неразрешёнными эмоциональными проблемами, психологическими ранами и непройденными вехами развития.
Когда мы при помощи духовности избегаем чего-либо, мы обычно используем цель пробуждения или освобождения для рационализации того, что я называю преждевременной трансценденцией (premature transcendence) — попыткой возвыситься над сырой и мутной стороной нашей человечности прежде, чем мы полностью к ней обратились и примирились с нею. И в таком случае мы склонны использовать абсолютную истину для того, чтобы принижать или отрицать относительные человеческие потребности, чувства, психологические проблемы, сложности в отношениях и дефекты развития.»
Подводя итоги этой статьи, заявляю о том, что считаю святым правом каждого выбирать тот или иной путь – вне зависимости от моего мнения, и точно не претендую на абсолютную истину в последней инстанции.
Хочу сказать, что встречал прекрасных учителей, добрых, простых и мудрых людей на практике по медитации, расстановках по Хеллингеру, семинарах по психотерапии, во многих других местах. И там же видел людей практикующих «избегание» - все равно при помощи каких практик, молитв или действий. Совсем хреново, когда люди выбирают учителя, ловко манипулирующего мишурой деклараций и все глубже погружающего в трясину «иллюзорной духовности». О выборе учителя можно так же поговорить –возможно в следующей заметке.
Буду рад, если то, что я написал, даст толчок для новых мыслей, идей, мнений и действий.