Психологический порлат Psy-practice

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОДРАМА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ

В современном мире существует свыше 250 методов психотерапии. Самые распространенные — психоанализ, гештальттерапия, клиенто-центрированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, телесноориентированная терапия, системно-семейная терапия.
А я являюсь "адептом" психодрамы. Это слово людей часто страшит и пугает. Психотерапевты до недавнего времени вообще казались страшными созданиями, которые легко упекут в психушку, а тут еще и драма. Жуть полная. Психодрама переводится с латыни, как "действие души". И тогда, это уже не страшно, а очень поэтично, а далее вы увидите насколько и практично.
 
Что за метод психодрама?
 

1. СЦЕНА
Прежде всего в психодраме, есть сцена. И тут в сознании многих могут появиться ужасающие картинки — детские утренники с вынужденными выступлениями, дни рождения и табуретка для стишков, страх публичных выступлений. Но в психодраме, сцена, это нечто другое. Это пространство, в котором разворачивается жизнь. 

Мы каждый день находимся на сцене. Мы предъявляемся другим. Показываем свои роли. А сцена, это способ показать контекст и пространство. Ведь сосед, который зашёл за щепоткой соли днём и в три часа ночи, вызывает разные эмоции и смыслы.
Сцена нам позволяет воссоздать и изменить прошлое, увидеть настоящее (вчерашнюю ссору с боссом), побыть в сказочных мирах (мифы, истории, сказки, сны и любые фантазии), построить планы на будущее.
 

2. РОЛЬ И УРОВНИ РОЛЕЙ

Мы играем роли или роли играют нас? Оказывается, что иногда мы сознательно играем роль, например "стервы", а иногда роль настолько прорастает в нас, что играет нас.

В психодраме мы смотрим на ролевой репертуар человека. Чем он больше, тем мы богаче можем предлагать себя миру. Тем полнее наша жизнь.
А бывает так, что роли недоразвиты. Например, простая роль. Есть пищу. Кто ест, как гусь, проглатывает, не прожевывая. Не испытывая наслаждения и не концентрируясь на том, что он делает. А ведь, это самый простой способ получать наслаждение от жизни. Есть с удовольствием. Это уровень ролей телесный (соматический). Я бегаю, прыгаю, ем, занимаюсь сексом, хожу в туалет, дышу.
 

В психодраме мы смотрим на ролевой репертуар человека. Чем он больше, тем мы богаче можем предлагать себя миру. Тем полнее наша жизнь


Следующий ролевой уровень — психический. Это наши чувства, эмоции. При хорошем развитии, этого уровня, я позволяю себе проживать полный спектр эмоций и чувств. Обиду, гнев, разочарование, ненависть, любовь, страсть. В том, числе ощущая и дифференцируя проживание полутонов эмоций и чувств — лёгкую настороженность, маленькое разочарование, тихую печаль.
После того как мы рассмотрели роли соматического и психического уровня мы можем переходить в уровень социальный. То что происходит между мной и другим(и). А ведь к нам психологам в основном приходят с этим. Разобраться в проблемах — отец и сын, муж и жена, взрослые родители, дети и внуки. Задумайтесь, роль отца. Кто нас учит этой роли!? Что это значит — быть отцом? Что значит быть матерью? Достаточно ли заботиться о здоровье и пропитании ребенка?
Самый высший уровень — трансцендентные роли. Что я делаю для мира? Роль отца может развиться в роль Папы Римского. Роль матери в мать Терезу. Это уровень ролей которые отвечают на вопросы смысла существования. 
 

3. КУЛЬТУРНАЯ КОНСЕРВА.

Итак, у нас уже есть сцена, роль. Следующая характеристика, которой мы пользуемся — "культурная консерва". Эта метафора обозначает привычный (автоматический) способ поведения. Мы так или иначе роботизируем свои действия. Не думаем особо, как я веду себя в ситуации конфликта, а поступаем привычным образом. Например, в ситуации конфликта, часть людей склонны впадать в оцепенение. Нет сил сказать, ни слова в ответ, ни рукой пошевелить.
Психодрама, позволяет распечатать открыть консерву попробовать новое поведение. Запустить креативный цикл. Придать спонтанность. Если вернутся к ситуации конфликта, директор психодрамы помогает создать сцену (ситуацию) в которой она разворачивается, и дальше побуждает клиента к эксперименту. Пошевелить рукой, топнуть ногой, выругаться (даже матом). 

Основатель психодрамы, Якоб Леви Морено говорил об этом так — "спонтанность, это возможность поступать необычным новым образом в стандартной ситуации и реагировать стандартным способом в необычной ситуации". 
 

4. СОЦИОМЕТРИЯ

Это способ узнать, как участники группы относятся к теме, явлению, друг другу. Можно делать это с помощью письменного опроса. Другой способ, я сейчас продемонстрирую. Если бы группу проходила прямо сейчас, и у нас было бы 12 участников, я бы предложил помещение представить как шкалу на одной оси которой — мне очень страшно, на другой — я ничего не боюсь. Я вопрос участникам звучал бы так: "Сейчас карантин и каждый из нас сформировал свою позицию к этой теме".

Займите место в помещении, согласно шкалы. Участники заняли свое место и дальше можно расспросить каждого, почему он стоит там где очень страшно или наоборот в месте полной беспечности. Мы видим группа людей едина в своем восприятии ситуации, или есть распределение. Наглядно, глубоко, демократично (дает возможность проявить разные точки зрения), просто.
Психодрама, позволяет распечатать открыть консерву попробовать новое поведение. Запустить креативный цикл
И конечно знакомые нам социометрические исследования, которые мы проходили в школе или институте. Вы помните вопросы: С кем я хочу дружить? С кем я пойду в поход? С кем я буду делать домашнее задание? Так мы психологи определяли лидеров и аутсайдеров в группе, уровень сплоченности, статус каждого участника в группе, сравнивали формальных и неформальных лидеров.
 

5. ПЕРВЫЙ МЕТОД ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

Важно сказать, что психодрама, это первый метод групповой психотерапии. Зигмунд Фройд и Якоб Леви Морено начинали почти в одно и то же время. При этом первый проводил индивидуальный психоанализ, а Морено сразу начал с работы с группой. Дети в парке, проститутки, военные в 20-е годы прошлого столетия были его клиентами. Потом он построил первый психодраматический театр. Придумал и открыл социометрию. А затем социодраму, которая позволяла примирить враждующие группы людей.

В декабре 2013 года я работал с защитниками Майдана. Мы пробовали вести диалог с нацполицией и беркутом. Лавину было не остановить, но понять другого в том вечер нам удалось. А понимание другого, проживание его роли позволяет снять напряжение внутри и вернуть веру в другого, как не воплощение зла, а носителя смыслов.
 
Сейчас, во время обострения социальной и психологической ситуации в стране полагаю необходимы диалоги между разными группами — политиков и избирателей, врачей и здоровых, богатых и бедных. Если мы поймем, то сможем жить вместе с уважением друг к другу.

И в завершение, стихи Якоба Морено:

Встреча двоих: глаза в глаза, лицо в лицо,

И когда ты рядом, я беру твои глаза и смотрю ими вместо моих,

а ты возьмешь мои глаза и будешь смотреть ими вместо твоих,

я увижу тебя твоими глазами, ты увидишь меня моими.

Так какая-нибудь простая вещь зовет к безмолвию, и наша встреча останется вольным стремлением:

В свободном пространстве и времени беспричинное слово к свободному человеку.

("Приглашения к встрече", часть 2 1915: 2) 

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку