Кто познал силу танца тот пребывает в Боге
Руми
Существуют народы, в культурах которых целительными снадобьями являются пение, танец, рассказывание историй и молчание. Когда с человеком что-то не в порядке, ему задают такие вопросы:
В какой момент жизни ты перестал петь?
Когда ты перестал танцевать?
Когда ты перестал испытывать очарование от рассказов?
И когда ты начал чувствовать себя не в своей тарелке в сладостном пространстве молчания?
(Н.Роджерс)
Спрашивают об этом, потому что в соответствии с верованиями народов этих культур именно там и тогда, где и когда человек перестал петь, танцевать, очаровываться от рассказов или тяготиться молчанием, он начал терять душу.
Во всех своих ритуалах и практиках целительства коренные народы Америки и Океании, австралийские аборигены, жители островов Полинезии описывают здоровье и благополучие (можно сказать психологическое благополучие или психологическое здоровье) как качества того, кто продолжает петь, танцевать, наслаждаться историями и способен наслаждаться сладостным пространством молчания.
Наши тела представляют собой средства экспрессии, но большинство из нас замирают, если потребуется выразить свои переживания с помощью движений.
Изначально танец пришел в мир как средство достижения экстаза, в котором танцор потерялся, остался только танец и никакого Эго. Действительно, мы видим танец, только в случаях, если мы не видим танцора. Все дело в том, как утратить себя. Иногда всем нам это нужно.
Древнегреческий бог Дионис был щедр с теми, кто его чтил, и карал тех, кто его игнорировал. В пьесе Еврипида «Вакханки» рассказано, как царь Пенфей, почитающий Аполлона и презирающий дионисийскую неумеренность, поплатился своей жизнью за то, пытался препятствовать отправлению культа Диониса. Женщины, которые принимали участие в дионисийских оргаистических ритуалах, посредством танца впадали в состояние экстаза – своего рода божественное безумие. В этом состоянии женщины бегали по лесам, в которых они встречали животных, разрывали их на части и поедали. Пенфей одевшись в звериную шкуру, подсматривал, что происходит во время дионисийского ритуала. Так Пенфей был разодран вакханками на части, в числе которых была и его мать. Когда она вышла из состояния экстаза, она с ужасом осознала, что произошло. А бог воскликнул: «Слишком поздно! Следовало узнать меня раньше». Если не узнаешь Диониса, плата слишком высока, тебя психологически разрывает на части.
Всем людям, любого возраста и пола танец необходим. Нет нужды быть техничным и поддавать танец контролю Эго. Танец дает возможность вырватьтся за границы повседневности и познать магию иной реальности, где мы обретаем свободу духа.
Считай потерянным тот день, когда ты ни разу не станцевал
Ф.Ницше
Танец тени — один из способов выразить себя. Понадобится затемненная комната, источник света на полу и пустая стена, на которую будет проецироваться Ваша тень. При желании можно включить музыку и начать танцевать. Двигайтесь изнутри вовне. Настройтесь на то, каким Вы чувствуете себя в данный момент — кокетливым, счастливым, властным, спешащим? Что бы вы ни чувствовали, позвольте телу выразить это.
Танцуйте как дерево. Поднимите руки и почувствуйте себя деревом на ветру. Танцуйте, подобно дереву на сильном ветру под проливным дождем.
Используйте танец рук. Позвольте пальцам двигаться по их усмотрению. Чувствуйте это движение изнутри. Пусть энергия все больше и больше течет в руки. Руки связаны с нашим мозгом, правая рука - с левым полушарием, а левая - с правым полушарием. Предоставьте пальцам полную свободу, тогда очень много напряжения, накопленного мозгом высвободится.
Станцуйте танец своей противоположности. Каковы эти состояния, которые не свойственны Вам, каковы порывы человеческих душ, которые Вам не свойственны, что есть такого в поведении других людей, что Вас пугает или возмущает? Станцуйте все это. Возможно, Вам удастся больше увидеть эти «темы» и то, как они реализуются в Вашей жизни. Вероятно, танец станет первым шагом в нахождении в этих «темах» смысла и удовольствия.
Особый «вкус» танец имеет на природе, особенно в местах, в которых встречаются вода и суша. Выберите для себя укромное место на природе и пляшите как дитя.
Можно предпринять попытку «хореографического» прочтения сонат Бетховена, ноктюрнов и прелюдий Шопена, сочинений Моцарта, Шумана, Глюка или других Ваших любимых классиков.
Танцуйте, как тигрица.
Танцуйте, как распускающийся бутон розы.
Танцуйте, как восход солнца.
Танцуйте, как вьюга.
Танцуйте, как горит свеча.
Танцуйте, как танцует танец.
Танцуйте в наготе дикаря.
Станцуйте свой собственный танец, который освобождает Вас, не создавая ощущения, что Вы движетесь как-то не так. Не подражайте где-то, когда-то, у кого-то подсмотренным движениям, пускай танец начнется сам собой из Ваших самоощущений.
Ничего приобретенного - все так самобытно!
Ничего мутного - все так прозрачно!
Ничего грешного - все так невинно!
Жизнь без танца скучна и пресна. А с ним мы ощущаем богатство и восторг бытия.