Но что это означает – стать собой, и почему вдруг возникает эта необходимость? Подобный призыв возможен лишь там, где есть предположение о сокрытой внутри себя истине. Сокрытой от других, но, прежде всего, от себя самого. Что где-то за наслоениями шелухи есть ядро себя настоящего, ведь и жемчужина прячется в обыкновенной ракушке. С точки зрения психоанализа в этом представлении, несомненно, есть логика. Но и сам конечный проект обнаружения этой истины и уподобления ей выглядит как утопия, как проект невозможный, внечеловеческий.
Психическое измерение человека соткано из конфликтов между различными инстанциями психического аппарата. То, что мы привычно называем наше Я, - создается путём серии отождествлений с другими, путём отчуждения себя в образе и в слове. А ближе всего к истине оказывается бессознательное, только оно может проговориться о желании.
Обращаясь к этой идее децентрированного субъекта, требование «будь тем, кто ты есть» – это невозможное требование.
Следовать ему для невротика всё равно что погрузиться в бесконечное сновидение, в круговорот психопатологии обыденной жизни – оговорок, очиток, описок, ошибочных действий, в никогда не умолкающий симптом.
Подчинение перверта этому требованию повлечет за собой окончательную окаменелость в качестве объекта наслаждения Другого.
Пожалуй, «быть таким, каков он есть» доступно только психотику, но и его постараются излечить, хотя бы прозаком, от такой дерзости.
На самом деле постмодернистская иллюзия самосотворения не совместима с проектом «становления собой», ведь она полагает конечную истину в будущем, тогда как твоя сокрытая истина – в твоей истории, в истории, которая определила тебя как субъекта и определила твой способ бытия в мире, населённом другими людьми.