Психологический порлат Psy-practice

Анализ сновидений. Дом-Замок-Избушка на курьих ножках

В предыдущей статье я отметила, что с точки зрения Юнгианского анализа все элементы сна это есть сновидец. Сегодня я хочу остановиться на таком элементе как дом. Очень часто действия сна проходит в некоем помещении. Это может быть дом, замок, квартира, все то, что символизирует слово ДОМ в широком смысле.

Как правило, дом, который мы видим во сне и есть мы сами, наш внутренний мир, это психическое пространство, в котором человек обитает, как сознательно, так и бессознательно. И анализируя этот элемент сна, а так же, действия, которые происходят в доме можно открыть для себя очень много интересного. Через подобные сны происходит знакомство с собой, осознание собственный потребностей и собственного пути.

Основательный каменный дом или старинный замок может свидетельствовать о прочности собственной позиции. Если во сне подобное здание вызывает ощущение тяжести, оно как бы давит на сновидца, это может свидетельствовать о том, что излишняя принципиальность и нежелание взглянуть на ситуацию с другой стороны мешает развитию сновидца, ограничивает поле восприятия, устанавливает границы.

Легкое строение, палатка или шалаш – может говорить о том, что сновидец в данный момент времени готов к переменам, легок на подъем, его актуальное состояние можно определить «перекати поле».

Интересную интерпретацию образа Избушки на курьих ножках, приходящую во сне предлагает Кларисса Пинкола Эстес в книге: «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях»

столь чудной дом намекал бы на то, что Василиса слишком незначительна, слишком далека от цели и должна крутиться и вертеться, чтобы понять, что это такое, – время от времени плясать, как обезумевшая курица.

Интересным  аспектом для анализа является и этажность дома, и в каком направлении эти этажи расположены: вверх или вниз. Чем ниже под землю уходит здание, тем лучше налажен у сновидца контакт с подсознательным. И напротив, чем выше башня, тем более рациональным является человек.

Карл Густав Юнг в своей книге «Воспоминания, Сновидения, Размышления» вспоминал один из своих снов. В этом сне он увидел незнакомое двухэтажное здание. И хотя здание было незнакомо, он знал, что это был «его дом». На верхнем этаже была гостиная с прекрасной мебелью в стиле рококо.

На стенах висели старинные картины в дорогих рамах. Я удивился, что этот дом - мой, и подумал: "Ничего себе!". Затем, вспомнив, что еще не был внизу, я спустился по ступенькам и оказался на первом этаже. Здесь все выглядело гораздо старше, похоже, что эта часть дома существовала с XV или XVI века. Средневековая обстановка, пол, выложенный красным кирпичом, - все казалось тусклым, покрытым патиной. Я переходил из комнаты в комнату и думал: "Нужно осмотреть весь дом". Очутившись перед массивной дверью, я открыл ее и увидел каменную лестницу, ведущую в подвал. Спустившись, я оказался в красивом старинном сводчатом зале. В кладке стен я обнаружил слой кирпича, в строительном растворе тоже были кусочки кирпича. Так я догадался, что стены были возведены еще при римлянах. Мое любопытство возросло. Я стал внимательно осматривать каменные плиты пола: в одной из них оказалось кольцо. Я потянул за него - плита приподнялась, открывая узкую каменную лестницу, ступени которой вели в глубину. Я спустился вниз и попал в пещеру с низким сводом. Среди толстого слоя пыли на полу лежали кости и черепки, словно останки какой-то примитивной культуры. Я нашел там два очень древних полуистлевших человеческих черепа - и в этот момент проснулся………… Я понял, что дом - это в каком-то смысле образ души, то есть образ тогдашнего состояния моего сознания, которое выглядело как жилое пространство, вполне обустроенное, хотя и несколько архаичное. На нижнем этаже начиналось бессознательное. И чем глубже я спускался, тем более чуждым и мрачным оно представлялось. В пещере я обнаружил остатки примитивной культуры, то есть то, что оставалось во мне от дикаря и что вряд ли когда-нибудь могло быть постигнуто или освещено сознанием. Душа примитивного человека и души животных пограничны, ведь в пещерах в древности, прежде чем их заняли люди, жили животные.

Но анализ самого здания не так информативен, как анализ действия, которые происходят в доме. Одним из самых распространенных сюжетов сновидения является уборка дома.

Я думаю, вы уже понимаете, что это может означать.

Выметание сора из дома скорее всего означает очищение своего душевного пространства, отказ от непродуктивных мыслей, которые мешают развиваться.

Расстановка мебели, перепланировка в доме может означать необходимость упорядочить мысли, расставить жизненные приоритеты.

Ремонт дома может означать кардинальные перемены, такие как переоценка ценностей и жизненных установок.

Безусловно анализировать сон можно лишь в контексте реальной жизни и той ситуации в которой человек находится, его мировосприятия и мироощущения. Но тот факт, что похожие сны снятся миллионам людей в разных уголках Земного Шара говорит о том, что есть общее начало в одинаковых сновидениях и обусловлено оно Коллективным бессознательным.

И в заключении расскажу фрагмент из своего очень сложного, но очень яркого сна, который я назвала «Время больших перемен».

Я нахожусь в квартире, которая принадлежит мне, мужу и нашим детям. Я стою и смотрю на квартиру в последний раз. Я приняла решение навсегда уйти из семьи: от мужа и детей, из этой квартиры и никогда больше не возвращаться сюда. Я с отвращением смотрю на квартиру, в которой все «верх дном». Кровати, шкафы, сундуки все разбросано в хаотичном порядке. Это скорее напоминает не квартиру, а какой-то склад со всяким хламом. Муж сидит в углу, сгорбившись, с опущенными плечами и головой. Я испытываю вину: он так нуждается в жалости, но мне совершенно его не жалко, он не вызывает никаких чувств кроме брезгливости и омерзения. Я отворачиваюсь и вижу детей. Я приседаю на корточки, чтобы проститься с ними. И вдруг я чувствую сзади себя какую-то движуху. Я не оборачиваюсь, но чувствую спиной, что муж выпрямился и начал разбираться в квартире. Я слышу, как он двигает мебель. Я разговариваю с детьми, продолжаю прощаться с ними. Я чувствую, что пора уходить. Поворачиваюсь к мужу, чтобы сказать последнее «Прощай». И, о чудо, я вижу свою квартиру совершенно преображенной. При этом мебель осталась вся та же: кровати, шкафы, комоды. Но все так красиво и гармонично расставлено, что я совсем не хочу уходить из этого ДОМА. Смотрю на мужа, и он не вызывает тех ужасных чувств, которые я испытывала к нему до преображения квартиры. Я все еще понимаю, что должна уйти, но не могу сделать и шага из квартиры, которая стала мне так нравится, я чувствую ее своей.

 

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку