Психологический порлат Psy-practice

Альтернативные взгляды на истерию (часть 4)

Существуют разные подходы и взгляды на истерию, они далеко не уходят от фрейдовской теории, однако значительно расширяют и дополняют ее определение, причины и лечение. По сути, в исследованиях истерии было открыто большинство феноменов, которые являются базовыми в психоанализе и сегодня,  подобно ребенку,  который в первые годы жизни делает столько открытий, сколько не делает потом на протяжение всей жизни. 

Альтернативные взгляды на истерию

Парадигмальную фразу Ясперса (впервые опубликована статье «Общая психо­патология») о том, что истерик хочет казаться больше, чем он есть на самом деле вот уже почти 90 лет механически повторяют: "Истерик хочет быть замеченным, привлекает внимание чтобы соблазнять."

Дэвид Шапиро описывает истерический стиль, особенности характера и рассматривает вытеснение, (так же забывание, отсутствие концентрации) как механизм защиты.

У  Жане теория истерии, которая разделяет господствующие во Франции взгляды на наследственность и на дегенерацию. Истерия, по его воззрениям, представляет собой известную форму дегенеративного изменения нервной системы, которая выражается во врожденной слабости психического синтеза, однако я скоро пришел к другому взгляду на происхождение истерической диссоциации (расщепления сознания).

И. П. Павлов считал, что в основе истерии лежит слабость нервной системы, главным образом коры, и преобладание подкорковой деятельности над корковой. Временное нарушение функции под воздействием психотравмирующего агента у человека, склонного к истерии и дающего этому человеку ту или иную выгоду в данной ситуации, может закрепиться по механизму образования условного рефлекса. Это лежит в основе истерической фиксации болезненного симптома.

Вадим Руднев: Заслугой Бройера и Фрейда было то, что они поняли, что исте­рия — это не только не притворство (как думали многие психиат­ры в XIX веке), что истерический симптом — это как бы немая эм­блема, смысл которой в том, чтобы обратить внимание окружаю­щих на то, что мучает невротика. 

Эта концепция также была развита в Книге одного из представителей антипсихиатрического направления в психологии 1960-х – 1970-х годов Томаса Саса «Миф о психическом заболевании», где он писал, что истерический симптом — это не­кое сообщение, послание на иконическом языке, направленное от невротика близкому человеку или психотерапевту, послание, кото­рое содержат сигнал о помощи. 

Сравнивая истерический и обсессивный неврозы, Руднев В. замечает, что обсессивный невротик «изолирует» из вещи в событие («пустое ведро – никуда не пойду»), а истерик «вытесняет» из события в вещь («дали пощечину – невралгия лицевого нерва»). 

Истерическая женщина, по словам Моник Курню-Жанен, «будучи вся “фаллическим фетишем”, выстроенным ее матерью, инвестируется матерью по-другому, нежели мальчик: “она вся целиком”, “целиком и полностью фаллическая”» (Курню-Жанэн М., 2007, с.112). Истерическая женщина вся вытесняет себя, становясь неодушевленной вещью, предлагая себя мужчине как приз, кубок победы, ценную вещь, маркер мужской состоятельности и превосходства по отношению к другим мужчинам, предмет зависти других. Психика вытесняется вся как неделимый на части объект, в отличие от тела, которое вытесняется по частям.

 Мелани Кляйн выступает в защиту идеи о, так сказать, “эндогенном” происхождении истерии, объясняя психические расстройства непрекращающимися конфликтами между влечением к жизни и влечением к смерти. По ее мнению, существует психотическое основание неврозов, вполне логично, что ее представления были ориентированы в направлении, указанном Ференци, то есть в направлении “орализации истерии”, где проблематика пениса была заменена проблематикой материнской груди. В соответствии с этим и либидо играло всего лишь роль приманки, тогда как реальная проблема помещалась в деструктивные влечения. М. Кляйн, к изменению интерпретации бессознательных фантазмов в сторону догенитальности, подчеркивая роль архаичных форм, где наблюдаются страхи уничтожения (аннигиляции).

Архаичная истерия также описана в книге Джойс МакДугал "Тысячеликий Эрос".

Комплекс Кассандры — история  героини древнегреческой мифологии, типичный пример девочки, непонятой и неуслышанной, воспитанный "холодной" матерью. Американский психолог Лори Лейтон Шапира писала: "У девочки возникает впечатление, что жизнь не может протекать так, как хочет она, а только так, как хочет мать. В представлении ребенка реальность не заслуживает доверия". Почему? Потому что мама для ребенка — это первая и до определенного возраста единственная реальность. Если мама проявляла свою холодность в раннем детстве (не брала на руки, не давала грудь, не ласкала) в сознании малышки крепнет мысль: мир мне ничего не даст просто так. Я могу жить только в том случае, если буду удобной, такой, как хочет меня видеть мама, а значит — и мир. Из-за отсутствия одобрения со стороны матери девочка с детства приучается прятать глубоко в душе свое истинные чувства и скрывать свой мир. Пряча истинную себя, она тут же начинает чувствовать себя виноватой. Таким образом, зарождаются комплекс вины и аутоагрессия, а единственным способом предъявить себя становится истерия. Почему так поступает с девочкой мать? Потому, что с ней обращались точно так же, она -  жертва нелюбви, страстная, но не принимающая свою страсть, способная на многое, но не понимающая этого.[40]

Статья Шандора Ференци “Феномены истерической материализации” (1919) играет классическую роль. Ференци — первый, кто признал важную роль Я в телесном языке истерика. По его мнению, регрессию Я истерика надлежит относить к тому времени, когда организм, чтобы приспособиться к реальности, как раз эту реальность и пытается изменить с помощью магических жестов. Единственное, что делает истерик, — это разговаривает со своим телом, словно факир, играет с ним. Именно Ференци одним из первых поставил под сомнение генитальную фиксацию истерии, поскольку регрессия, рассматриваемая с этой точки зрения, является весьма глубокой. Регрессия в “первобытное состояние”, каким его видит Ференци, имеет определенные последствия для того представления, которое имеется у нас о языке тела и языке в целом. Органическая основа, на которой возникает все символическое в душевной жизни, отчасти проявляется и в истерии.

Вильгельм Райх в своей работе “Анализ характера” (1933) исследовал связь между соматической гибкостью и сексуальным хвастовством истерического характера. Райх объяснил тот глубокий страх, который должен охватывать истерика в процессе полового акта. Поверхностная эротизация, отличающая этих людей, всегда остается лишь тактикой, с помощью которой они противостоят опасности. Эту позицию можно, пожалуй, сформулировать следующим образом: уж лучше обольстить в момент, который выбираешь сам, чем оказаться обольщенным при неожиданном нападении, не располагая временем для выработки защитных стратегий, тоесть занять активную позицию, контролировать происходящее,  истерик пытается опередить своего партнера, ибо он хочет быть ведущим в танце. Истерик стремится не удовлетворению влечения, а к тому, чтобы одолеть партнера.

Фенихель приписывает важную роль идентификации. По его мнению, истерикам не удается идентифицировать свое Я со своим телом. Идентификация может происходить как с соперником, так и с утраченным объектом: две типичные идентификационные модальности, последняя из которых характерна для меланхолии. Поскольку нам известна частота приступов депрессии у истериков, эта связь нас не удивляет.

Абрахам и он придерживаются той точки зрения, что генитальность исключена из любви и что важную роль играют инцестуозные фиксации. Здесь необходимо вспомнить о том, что и у женщины эти фиксации имеют отношение как к матери, так и к отцу. Что касается женской сексуальности, то недавно проведенные сексологические исследования, в которых изучалась роль клитора и вагины, похоже, делают необходимой новую оценку. Как бы то ни было, на уровне фантазий проблема состоит в том, чтобы расчленить свою половую принадлежность, например, желание иметь пенис (или зависть) — страх перед ролью матери, или желание иметь детей — отношение к материнской груди (зависть) и т.д.

Согласно Лакану, истерик характеризуется желаниями иметь неудовлетворенное желание. При этом кастрация продолжает оставаться в центре истерической проблематики. Фаллос — метафора пениса — и есть объект желаний истерика.

“Фаллос” понимается здесь как символ обретения власти. Ребенок часто является своего рода фаллосом матери, с которым она не может расстаться. Из этого следует, что ребенок является фаллосом. Это полностью относится к истерику, переносящему эту роль на других, для которых он должен быть фаллосом. С этим тесно связано желание иметь, получить фаллос, сопряженное с риском вновь его утратить. Последнее означает страх кастрации, обращения желания в антипатию и в “желание неудовлетворенного желания”, что позволяет избежать риска. Вместо этого истерик идентифицируется с желанием другого (как у матери, фаллосом которой должен был быть ребенок) и отсюда возникает чувство никчемности.Стать на место желания Другого. Убегать от исполнения своих желаний, оставив лишь желание желать. 

Во время одного из последних Международных Психоаналитических Конгрессов проходила секция посвященная истерии, на которой психоаналитики различного толка обсуждали истерию, многие из которых считали истерию защитой, поддерживающей дистанцию и держащей под контролем расстройства, которые они описывали словами “примитивные”, “психотические”, “не-сексуальные”. Как вы знаете, представления об истерии как защите не являются чем-то новым, они уже представлялись подобным образом некоторыми кляйнианцами, например, Фэйрбейрном. Другими словами, психиатры избегают того вызова, который ставит истерия.

Андре Грин говорит о том, что сегодня истерию в ее форме пытаются соотнести с пограничными расстройствами, обсессивными неврозами, нарциссическими проявлениями, психосоматикой, ипохондрией, отсылают к доэдипальным ранним отношениям с матерью, догенитальными фиксациям (оральным, анально-садистическим). [7]

ода вечной любви или Истерия по Фрейду и по сегодняшний день...

В исследованиях истерии рождается психоанализ. При этом в отношениях психоанализа и истерии наблюдается парадоксальная история: по мере того, как в исследованиях истерии вырабатывается психоанализ, сама истерия постепенно как бы исчезает. Уже в середине XX века стали говорить о том, что истерия растворилась окончательно. Однако действительно ли истерии больше нет после того, как понятие это просуществовало более двух тысячелетий? Может быть, она переходит в XX веке в область массовой психологии под видом массовой истерии? Может быть, симптомы ее оказались в какой-то другой нозологической ячейке? Может быть, ее поглотили пограничные расстройства? Может быть, ее разобрали на ряд отдельных психических расстройств, как предписал ученик Шарко Бабинский, назвавший свою работу 1909 года "Расчленение традиционной истерии" и заменивший само понятие истерии неологизмом питиатизм? Может быть, истерия дала начало другим нозологическим единицам - анорексии, булимии, хронической усталости, многоличностным расстройствам? Может быть действительно "форма болезни изменилась… но само существование истерии сейчас более неопровержимо, чем когда бы то ни было"? [17]

Всем известно, что именно слушая истеричек, Фрейд постепенно заложил основы психоаналитической теории, психоанализа как метода исследования и метода терапии. 

Его анализ этиологии, течения и терапии психических расстройств в  "Исследованиях истерии" - это головокружительный отчет о рождении психоанализа. Переходный, не сознательный отчет, описанный Зигмундом Фрейдом, который осмысляется в последействие многие десятилетия спустя задним числом. 

Именно сотрудничество с истерией принесло плоды в виде фундаментальных понятий психоанализа: вытеснение, сопротивление, бессознательное, перенос, защиты. Понимание смысла симптомов, появление метода свободных ассоциаций и техники психоанализа. 

Психоанализ был рождён встречей с истерией, и потому, подобно Лакану, сегодня следует спросить себя — куда пропала истерия того времени? Анна О, Эмми фон Н. — разве жизни этих удивительных женщин принадлежат уже другому миру?

С другой стороны, имеет ли современный психоанализ дело с вопросом наличия или же отсутствия истерии? Определение истерии как таковой исчез из некоторых психиатрических справочников.

Психоанализ возник в результате систематизации знаний и накопления опыта по лечению больных истерией. Позднее Фрейд смог установить справедливость своих выводов для трех основных неврозов, названных им неврозами перенесения. Современному психоанализу удалось установить всеобщность правила связи подавленных аффектов с симптомами и проблемами в повседневной жизни. А сам процесс забывания значимых и эмоционально насыщенных событий жизни без проживания этих эмоций был назван вытеснением. [22]

Главное открытие Фрейда заключается в том, что он показал, каким образом устанавливается взаимосвязь между половой сферой и психическим аппаратом и как подобная связь через организм, выступающий в роли посредника, переходит в психическую активность. Ему удалось добраться до самых корней истерии и избавить истерию от таинственной ауры, раскрыв инициирующие механизмы. С другой стороны, он подчеркнул относительность той роли, которую играет сексуальность в этом виде неврозов, показав, что и другие виды неврозов могут быть обусловлены сексуально.

По сути в исследованиях истерии было открыто большинство феноменов которые являются базовыми в психоанализе и сегодня,  подобно ребенку,  который в первые годы жизни делает столько открытий, сколько не делает потом на протяжение всей жизни. 

История истерии в контексте психоанализа — это одновременно история парадокса и разочарования.

И хотя Фрейд поставил нас на путь решения загадки истерии, сам он отчасти стал жертвой соблазнов обманных игр истерика, маскирующих страх последнего перед пустотой. Без преувеличения можно утверждать, что потребуется еще много труда, чтобы прояснить тайну истерии.

Нынешние споры на тему значения феномена истерии в психоанализе не дают конкретных ответов, настойчиво следуя  по пути развития и поиска единой истины. 

Оставаясь почвой для дискуссий и споров истерия неопровержимо продолжает существовать как во времена Фрейда так и по сей день. 

Сегодняшние споры и разногласия относительно целесообразности обращения к теории Фрейда (некоторые считают ее устаревшей иногда даже не читав работы мэтра) по причине того, что истерия в ее исходном проявлении давно канула в лето, не могут касаться того незыблемого фундамента психоанализа как метода исследования и терапии, теории на котором сегодня выстраиваются небоскребы психотерапий разных направлений. Систематизированная база заложенная профессором З. Фрейдом сформирована посредством полевых исследований и хождения наощупь. Неопровержимо что музой в этом творении для Фрейда стала её высочество Истерия.  Даже сегодня она продолжает подталкивать к походам в кабинет аналитика, только лишь сменив кокетливую шляпку на "лабутены"...

Далекая от того, чтобы навсегда исчезнуть из нашего бытия, истерия приспособилась к нашему времени и как и прежде продолжает существовать среди нас в искаженной форме. Время подобно работе сновидения проделывает с ней загадочные метаморфозы, образуя бесконечные ребусы для психоаналитиков. 

 

Список литературы: 

  1. Арру-Ревиди, Ж.  Истерия / Жизель Арру-Ревиди; пер. с фр. Ермаковой Е.А. - М.: Астрель: ACT, 2006. – 159 с.
  2. Бенвенуто С. Дора убегает// Психоаналіз. Часопис, 2007.- N1[9], К.: Международный Институт Глубинной Психологии, - С. 96-124.
  3. Блейхер В.М., И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.
  4. Пол Верхаеге. "Психотерапия, Психоанализ и Истерия." Перевод: Оксана Ободинская 17/09/2015 
  5. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород, 1998
  6. Грин А. Истерия. 
  7. Грин Андре "Истерия и пограничные состояния: хиазм. Новые перспективы". 
  8. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмкнда Фрейда
  9. Джойс МакДугал "Тысячеликий Эрос." Перевод с английского Е. И. Замфир под редакцией М. М. Решетникова. Спб. Совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б&К 1999. - 278 с.
  10.     10.Забылина Н.А. Истерия: Дефиниции истерических расстройств. 
  11.     11.Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
  12.     12.Курню-Жанэн М. Шкатулка и ее секрет// Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу. М.: «Когито-Центр», 2007, с.109-123.
  13.     13.Кречмер Э. Об истерии. 
  14.     14.Лакан Ж. (1964) Четыре основные понятия психоанализа (Семинары. Книга ХІ) 
  15.     15.Лахманн Pенате. «Истерический дискурс» Достоевского // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей. - М.: Новое издательство, 2006, с. 148—168
  16.     16.Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу.- М: Высшая школа, 1996.
  17.     17.Мазин В. З. Фрейд: психоаналитическая революция - Нежин: ООО "Видавництво "Аспект - Поліграф" - 2011.-360с.
  18.     18.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 2007. - 400 с.
  19.     19.МакДугалл Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. Спб.: Издательство ВЕИП, 2002
  20.     20. Ольшанский Д. А. "Клиника истерии".
  21.     21. Ольшанский Д. А. Симптом социальности в клинике Фрейда: Случай Доры // Журнал Credo New. No. 3 (55), 2008. С. 151—160. 
  22.     22.Павлов Александр "Пережить чтобы забыть"
  23.     23.Павлова О.Н. Истерическая семиотика женского в клинике современного психоанализа. 
  24.     24. Висенте Паломера. "Этика Истерии и Психоанализа." Статья из 3 номера “Lacanian Ink”, текст которой был подготовлен по материалам выступления на CFAR в Лондоне, в 1988 году. 
  25.     25. Руднев  В. Апология истерического характера.
  26.     26. Руднев  В. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. – М.: Издательский дом «территория будущего,  2007. – 328 с.
  27.     27. Руднев В.П. Педантизм и магия при обсессивно – компульсивных расстройствах // Московский психотерапевтический журнал (теоретико – аналитическое издание). М.:МГППУ, Факультет психологического консультирования, №2 (49), апрель – июнь, 2006, с.85-113.
  28.     28. Семке В.Я. Истерические состояния / В.Я. Семке. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.
  29.     29. Стернд Харольд История использования кушетки: развитие психоаналитической теории и практики 
  30.     30. Узер М. Генетический аспект // Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология: теория и клиника. Серия «Классический университетский учебник». Вып.7. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001, с.17-60.
  31.     31. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический проспект, 2004, - 848 с.
  32.     32. Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии (1895). - Санкт-Петербург: ВЕИП, 2005.
  33.     33. Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии. Случай Доры (1905). / Истерия и страх. - М.: СТД, 2006.
  34.     34. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. 
  35.     35. Фрейд З. О психическом механизме истерических симптомов (1893) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 9-24. 
  36.     36. Фрейд З. Об этиологии истерии (1896) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 51-82. 
  37.     37. Фрейд З. Общие положения об истерическом припадке (1909) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 197-204. 
  38.     38. Истерия: до психоанализа и без него, современная история истерии. Энциклопедия глубинной психологии / Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие / Истерия 
  39.     39. Хорни К. Переоценка любви. Исследование распространенного в наши дни типа женщин //Собрание сочинений. В 3т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. М.: Издательство «Смысл», 1996.
  40.     40. Шапира Л.Л. Комплекс Кассандры: Современный взгляд на истерию. М.: Независимая фирма «Класс, 2006, с.179-216.
  41.     41. Шепко Е. И. Особенности современной истерической женщины 
  42.     42. Шапиро Дэвид. Невротические стили. – М.: институт Общегуманитарных исследований. / Истерический стиль
  43.     43. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика,1997.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку