Покажу механизм его действия на примере работы с клиенткой Вероникой 30 лет (имя изменено, разрешение на публикацию получено), обратившейся за помощью в связи с сильным необъяснимым страхом за своё здоровье, который она начинает испытывать, когда речь заходит о совместной жизни с мужчиной. Из-за этого она уже дважды вынуждена была расставаться с возлюбленными. Вероника не могла вспомнить каких-либо значимых травматических ситуаций из прошлого, которые могли стать первоисточником этого страха. Отношения в родительской семье описывает как «нормальные, ровные».
Я прошу клиентку закрыть глаза и представить себя на берегу моря, мысленно подойти к кромке воды, постепенно зайти в воду и погрузиться полностью. При желании можно воспользоваться воображаемым оборудованием: аквалангом, фонариком, тросом и т.д. Нужно погрузиться на ту глубину, на которой будет комфортно. Предупреждаю, что все предметы, растения, рыб, животных, которые она увидит по дороге, нужно будет запомнить и потом рассказать о них. Всё, что захочется исследовать в воде, можно исследовать самостоятельно, запоминая свои эмоции, которые возникали при этом.
Путешествие занимает примерно пять-семь минут. За одну минуту до конца предупреждаю, что путешествие пора заканчивать. Выходить из упражнения лучше плавно и назад возвращаться тем же путём, которым человек вошёл в воду. С берега нужно мысленно вернуться назад в помещение, глубоко вздохнуть, потянуться руками над головой, с выдохом опустить руки и открыть глаза.
Образ моря – это мир бессознательного. Во время такого путешествия можно встретить много вытесненных из сознания проблем, которые, однако, оказывают огромное влияние на нынешнюю жизнь и психологическое состояние человека. Эти проблемы будут символизироваться теми или иными образами.
Например, наиболее часто встречаются следующие образы: акула (опасная женщина, часто это мать, проявляющая агрессию), кит (отец), подводный царь (отец) осьминог (властный мужчина или отец), маленькие рыбки (дети), подводный замок (родительская семья), сундук с драгоценностями (забытые ресурсы и чувства, часто – жемчужные ожерелья – символы женственности), дельфин (мужчина-друг), раковина (женщина), русалка (девочка-подросток), водоросли (трудности, препятствия), амфора (женственность), жемчужина (яйцеклетка), якорь (фаллический символ), черепаха (ползающий ребёнок), темнота (область, где скрыто то, что человек не хочет видеть, его страхи), затонувший корабль (неосуществлённая мечта, проект).
Вероника не сразу решилась погрузиться в воду, что говорит о её опасении узнать что-то о себе, а потом, резко погрузившись, первое, что увидела, был огромный осьминог, который подбрасывал щупальцами красивую раковину, а потом разломал её пополам, вытащил из неё жемчужину, рассмотрел её и отбросил прочь. А потом и разломанную раковину отшвырнул в сторону. Вероника рассказала, что, наблюдая эту сцену, испытывала сильный страх, ей хотелось спрятаться.
Когда мы анализировали образы, девушка вспомнила, что, когда она училась приблизительно во втором классе, отец (осьминог) настоял на том, чтобы мать (раковина) сделала аборт (жемчужина, которую осьминог вытаскивает из раковины), он прошёл неудачно, и здоровье мамы было значительно подорвано (разломанная раковина). Разговоры тогда, видимо, велись и при ребёнке, и, хотя девочка полностью вытеснила свои воспоминания, появился страх за свою жизнь и здоровье при возникновении перспективы совместной жизни с мужчиной и брака.
Когда причина страха, так долго мучившего её, была найдена, Вероника сказала, что боится уже значительно меньше, но попросила во время следующей встречи поработать с «остатками страха». Однако через несколько дней девушка позвонила и радостно сообщила, что страх прошёл полностью.
Автор: Горшкова Мария Алексеевна