Данная техника позволяет заниматься решением вопроса: что представляет собой мой образ, из каких сторон и граней он состоит? Процесс создания такой мандалы плодотворен, так как во время него происходит некоторое путешествие через тело и осознание различных его аспектов. Особенность техники состоит в том, что человек рассматривает тело не изолировано, а со своими потребностями, особенностями, во взаимодействии с другими людьми, в резонансе со своим жизненным миром.
Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте круг в круге. Эти контуры не являются корсетом, в который вы вынуждены втиснуться, они просто предлагают действовать в некотором структурированном пространстве. Если во время работы предложенная форма не подойдет, взломайте ее и нарушьте заданные рамки.
– Займите удобное для себя положение, сидя или лежа. Важно чтобы вы могли чувствовать свое тело. Почувствуйте свое дыхание. Глаза можно закрыть или оставить открытыми. Воспринимайте картины, которые возникают в вас. Воспринимайте то, что слышите. Воспринимайте то, что чувствуют ваши руки. Воспринимайте стопами поверхность, на которой они стоят, свои голеностопы, колени, кости таза, спину, лопатки, плечи, локти, запястья и кисти рук, свой затылок и голову. Воспринимайте также свои внутренние органы – сердце, желудок, почки, легкие и остальные органы. В каких местах тело напряжено? Где оно свободно от напряжения, где вы чувствуете приятное напряжение, а где плохое? Как вы чувствуете свое тело в целом? Какое ощущение выходит на первый план, а какое – на второй?
– Выйдите из этого состояния и нарисуйте в поле кольца А1 изображение на тему, как я чувствую свое тело, как я себя чувствую сейчас?
– Сразу после того как рисунок создан, положите или повесьте рисунок на стену. Важно, чтобы на него можно было посмотреть под различными углами зрения. Какие образы приходят в голову? Какие цвета, звуки живут в вас? О каких людях вспоминаете? Какие события всплывают из памяти? Рисуйте приходящие в голову мысли, образы, идеи и фантазии на поле, которое окружает поле ваших телесных ощущений (А2).
– Примите удобное для себя положение. Направьте внимание на свое дыхание. Как реагирует тело на слова, проговариваемые с паузами: «Счастье», «Любовь», «Вина», «Печаль», «Надежда», «Злость», «Беспомощность», «Удовольствие», «Зависть», «Презрение»? Важно идти по следам называемых чувств и отслеживать возникающие в вас в ответ чувства. Вносите в поле круга то В1, что для вас сейчас важно, что выступает на первый план чувствования
– Рассмотрите внесенные зарисовки и задайте вопросы о мире чувств, о людях из прошлого и настоящего и т.д., заполните возникающими идеями поле В2.
– Найдите себе место, где вам будет удобно. Сосредоточьтесь на дыхании и попробуйте задать себе вопросы: «Что я думаю о себе самом, кто я как человек, что отличает меня от других, какие у меня цели, во что я верю?». Заполните поле С1.
– В поле С2 отобразите социальный контекст, в котором рождается и формируется образ Я.
– Положите картину на пол, встаньте в еще не заполненный центр мандалы и посмотрите, поворачиваясь из этой перспективы, на свою картину. При этом отслеживайте, что происходит в вас, в вашем теле, с вашими мыслями и чувствами.
– А теперь создайте центр, середину (D).
Упражнение "расчлененка"
На первом листе бумаги первым карандашом изобразите ту часть (или части) вашего тела, которые отвечают за ваш ресурс, предоставляют вам максимальную жизненную силу. Когда завершите первый рисунок, переверните его, отложите и до окончания работы не смотрите На отдельном лист запишите, карандашом какого цвета вы рисовали на первом листе.
На втором листе карандашом второго цвета изобразитету часть (части) вашего тела, которые отвечают за вашу внутреннюю и внешнюю безопасность. Если это необходимо, части тела от рисунка к рисунку могут повторяться. Закончив рисунок, отложите его в сторону и запишите, каким цветом его рисовали.
На третьем листе третьим карандашом изобразите ту часть (части) вашего тела, которые обеспечивают вам сотрудничество с окружающим миром. Закончив рисовать, отложите лист, записав использовавшийся цвет.
На четвертом листе четвертым карандашом изобразите ту часть (части) вашего тела, которые отвечают за вашу способность сопротивляться окружающеълу миру. Закончив рисование отложите рисунок и запишите, каким цвет, который был использован.
На пятом листе следующим карандашом нарисуйте ту часть или (части) вашего тела, которые отвечают за вашу внутреннюю жизнь, за ваши отношения с самим собой. Снова отложите лист, записав использовавшийся цвет.
На шестом листе карандашом шестого цвета нарисуйте ту часть (части) вашего тела, которые занимаются интеграцией всех описанных выше функций и контролем за их осуществлением. Запишите использованный цвет.
Для продолжения работы возьмите ножницы; вам нужно вырезать все что вы нарисовали. В случае, если одна и та же часть тела была изображена шесть раз, вы все равно вырезаете. После того как все части будут вырезаны, возьмите чистый лист и клей и соберите целого человечка.
Анализ полученных результатов.
-
Важный параметр анализа - целостность. Под целостностью следует понимать наличие всех существующих в реальности частей тела. Разумеется, не имеется в виду обязательность наличия каждого из анатомически присутствующих внутренних органов. Достаточно нарисованного туловища, чтобы предположить существование в нем внутренних органов. Целостность человечка важна потому, что при отсутствии необходимых составных частей у реального инструмента работать обычно он просто отказывается.
-
Следующий параметр рассмотрения - защищенность. В человечке эта защищенность в норме должна выражаться в следующем принципе: внутренние части тела должны находиться внутри. Инструменту необходимо быть безопасным — а о какой безопасности может идти речь, если его наружная оболочка нарушена? Так в рисунке ниже сердце размещено само по себе не имеющее внешней оболочки, что свидетельствует об отсутствии защищенности этого жизненно важного органа.
-
Следующий параметр анализа — соразмерность частей тела человечка. Здесь все просто — соотносительные размеры различных частей тела должны быть хоть сколько-нибудь реальными. То есть голова не должна быть больше туловища, левая нога — вдвое короче левой и т. д. Этот параметр имеет отношение в основном к распределению энергии между отдельными частями тела.
-
Следующий параметр рассмотрения — это реалистичность изображения. Речь идет не точности анатомических подробностей в рисунке, например, печени, а о том, если человек вместо головы рисует нимб, а вместо кожи — ауру, то никакого отношения собственно к телу эти изображения не имеют.
-
Следующий параметр рассмотрения — кратность изображения. Это не значит, что каждая часть тела должна быть нарисована только один раз. Это нормально (рисование например, рта шесть раз) при условии, что и все прочие части тела, или большинство их — тоже изображены приблизительно столько же раз. А вот человечек, у которого две ноги, две руки и шесть голов, должна насторожить. Для анализа этот параметр значим с точки зрения информации о распределении властных полномочий (лезет эта голова со своим умничаньем во все дела, и ничего ты с ней не поделаешь!) и об использовании энергетических ресурсов (сколько же она при этом ресурсов потребляет?!). Значимым для анализа является также соотнесение каждого органа с выполняемой им функцией.
При анализе человечка необходимо помнить: любая часть тела, которая нарушает принципы целостности, защищенности, реалистичности, кратности или соразмерности, является областью, так называемого соматического риска. Это и очевидно: если в ту или иную часть тела (орган) постоянно направляется неоправданно много энергии, или же она обделена, или если она никак не защищена, если на нее возлагается чрезмерная нагрузка и ответственность — их функционирование находится под угрозой.
Немаловажно и детальность прорисовки отдельных частей тела. Если части тела изображены и/или вырезаны небрежно и наспех, то можем заподозрить, что аналогичным образом человек относится к своему телу. Другая ситуация, если все нарисовано со скрупулезной точностью, а, например, лицо — как попало, или же лицо изображено тщательно, но все остальные части тела небрежно. Вариантов изображения» — большое множество, описать все их невозможно.