«Cимволдрама, Сны на Яву и картины Марка Шагала»
Мой любимый психотерапевтический метод символдрама имеет еще несколько названий. Кататимно-имагинативная психотерапия, а так же Сны на Яву. В этом методе мы, исследуя символы и образы, получаем доступ к бессознательному, что дает нам возможность исцелить психологические травмы, разрешить внутриличностные конфликты, решить психосоматические проблемы. Научиться лучше понимать себя, свои желания и потребности.
Есть художники, которые копируют реальность. Мастерски копируют, для зрителя получается эффект присутствия. А есть те, которые передают свои впечатления от реальности, используя символы, метафоры, образы. Каким и был Марк Шагал.
Так вот, каждый пациент на сеансе символдрамы — это тот же художник, который перерабатывает реальность и выдает образ.
Мы все такие художники, когда спим и видим сны. Вспомните, во сне нет причинно-следственных связей, там все объекты, несовместимые в нашей обычной реальности, могут существовать одновременно. Как в картинах Шагала, в которых розы просто есть. Мы не видим откуда они растут, они появляются неоткуда. А вот влюбленные, а сбоку какой-то человек висит). Вот миленькая деревушка, а на заднем фоне летит огромный хасид. Примерно такие мы видим сны, примерно такие образы возникают у пациентов на сеансе символдрамы. Примерно так было, когда я придя в библиотеку, увидела перепуганных, ошеломленных библиотекарш, наблюдающих за группой детей 9-10 лет, пришедших на экскурсию. Какой ужас они Ремарка поставили на полку с Пушкиным)!!!)). Все перемешалось, как может показаться на первый взгляд. Но, на самом деле все выстроено четко и точно, в соответствии с тем, как это у нас расположено в бессознательном. А именно оттуда поступают для нас команды к тому или иному действию и если мы не знаем себя, не понимаем почему мы поступаем именно таким образом, делаем именно такие выборы, то мы живем как-бы вслепую. По наметанному, ходим одной и той же дорогой и не видим выхода.
Я помню своих пациентов по тем образам, которые мы делали, используя символдраму. Вижу их изменения по тем образам, которыми они делятся в течение терапии. Символдрама позволяет выйти за рамки, за пределы логики и ограничений в мир, где по сути, зарождаются те или иные сценарии по которым мы живем дальше, желания и выборы, которые мы делаем, объясняя их потом логически.
Там возможно все! Невероятное количество образов и впечатлений. Как в детстве, когда ребенок рисует, делясь собой, выражая, таким образом, свои чувства без внутреннего критика, без ожидания оценки. В детском рисунке нет времени, нет логики, нет перспективы и привычного для взрослого смысла. Там просто есть розы, фрукты, гора, хасид в небе. После сеанса символдрамы, пациент рисует свой образ и мы продолжаем работать уже с рисунком. Если прохождение образа, мотива, имагинации — это своего рода фильм или мультик, то рисунок — это главный кадр этого фильма, в котором заключена сама суть. Работа с рисунком предполагает связать то, что было в образе с тем что вызывает затруднения в реальной жизни. С запросом пациента. Символдраматический ландшафт — это как ларец с впечатлениями в виде символов: лугов, домов, лесов, животных, людей, сказочных персонажей, самых неожиданных переплетений сюжетов. Это возможность почувствовать реальную свободу, которую по сути невозможно почувствовать в той же мере в реальности. И это время свободы дает колоссальный ресурс, высвобождает огромный запас энергии. Это происходит благодаря свободному выражению своих истинных желаний. Здесь можно летать, можно превратиться в дикую кошку, можно построить дом, а можно выразить любую злость в любом виде. Можно встретиться с человеком, с которым напряженные отношения и больше понять о причинах конфликта. Можно встретить умершую любимую бабушку и получить ее поддержку. А можно подняться на высокую гору к мудрому старцу и получить совет.
Свобода может быть только внутри нас. Во снах и на символдраматическом сеансе мы исследуем бесконечный внутренний мир, рассматриваем накопленное с самого рождения богатство. Зачем это, спросите вы? А зачем вы открываете шкатулку с детскими игрушками, затертыми наклейками, с кассетами записей, которые уже не прослушаете? Но вы же помните песни, которые там записаны? Затем, чтобы пережить эмоции, впечатления, состояния. А в терапии по методу символдрама мы каждую заинтересовавшую вас вещь связываем с тем, что сейчас в вашей жизни происходит, чтобы вы увидели источник своих затруднений и путь решения проблемы. Если это что-то приятное – напитаться, намечтаться, навоспоминаться. Если это что-то грустное, болезненное - принять это, как неотъемлемую свою часть, найти в этом смысл, ресурс. В книге “Бегущая с волками», Кларисс Эстес описывает одну из терапевтических техник, которую она использует в работе с терапевтической женской группой. Они нашивают на одежду предметы украшения, символизирующие боль, потери из прошлого. Каждая травма, болезненный опыт в виде броши, медали, красивой нашивки, украшающей пальто или жакет.
Сравнивая картины Шагала и развитие символдраматического мотива, можно одинаково удивиться, ведь совершенно не понятно — почему здесь появился такой необычный цветок? Причем здесь курица посреди улицы? Так вот, в символдраме, через такие вот вроде не связанные образы, мы доходим до травматического опыта, до спрятанных ресурсных состояний, до вытесненных, но очень важных воспоминаний. Например всплывает случай из детства, где тебя взрослые оставили дома спать, а сами ушли. Ты проснулась, было уже темно и от страха ты не могла даже заплакать. Но сейчас, вспоминая это событие, ты уже плачешь вовсю, и жалеешь, и успокаиваешь себя маленькую. И берешь на руки. И сейчас ты уже не одна, сейчас с тобой есть надежный другой, которым в данный момент является терапевт. И ты получаешь тот опыт, который не получила в детстве. И твое убеждение, что в этом мире никому нельзя доверять будет пересмотрено.
Шагала невозможно отрицать, потому что ты его не понимаешь. Так же, как невозможно отрицать свои эмоции, свое воображение, сны и приобретенный опыт, нравится он тебе или нет.