История становления понятия идентичности уходит корнями в исследования З.Фрейда, который в работе "Массовая психология и анализ человеческого Я" использовал термин идентификация. Идентификация или отождествление обозначало самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом.
Первые исследования проблематики идентичности связаны с работами Дж. Г. Мида, Ч. Кули и других ученых из Чикагского университета. Появление самого термина идентичность связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма.
Согласно современным исследованиям, общепринятое определение идентичности звучит следующим образом: идентичность – важный компонент самосознания, "образа-Я", который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства. Идентичность выступает в качестве целостного смыслообразующего элемента личности, который имеет когнитивно-аффективную природу и оказывает влияние на ценности, мышление, поведение человека; придает человеку определенность, задает границы его места в социальном мире.
Под идентичностью понимают интегрированность человека и общества, когда у каждого есть возможность ответить на вопрос: «Кто я такой?». Сам термин «кризис идентичности» введен в научный обиход Эриком Эриксоном в процессе исследований военных неврозов у моряков-подводников. Чаще всего кризис идентичности проявляется как противоречие, несоответствие существующего социального статуса человека или группы требованиям изменившейся социальной ситуации.
Можно выделить наиболее общие характерные для этого состояния признаки: неадекватность самооценки; утрата перспективы; рост пессимизма; изменение социальной активности; появление бескомпромиссных суждений и социально-агрессивного поведения; повышенный интерес к метафизическим и эзотерическим вопросам и др.
В результате этого начинают проявляться различные эмоции и состояния. Это страх, тревога, депрессия, эмоциональная нестабильность, апатия, упадок сил, нежелание что-либо делать, растерянность, агрессия, раздражительность, обидчивость, обострение хронических заболеваний и мн. др.
Социально-политическая ситуация последних лет во всем мире и конкретно в Украине вызывает эмоционально-психическое напряжение у большинства населения. Можно с уверенностью сказать, что это напряжение способствует росту различных отклонений в функционировании психики, обострению хронических и возникновению новых проблем.
Не каждый случай обращения людей за психологической и психотерапевтической помощью несет в себе признаки кризиса идентичности. Но ситуация неослабевающего напряжения и неразрешенного конфликта всячески этому способствует.
В связи с этим проблема кризиса идентичности ставит перед специалистами конкретные задачи по его преодолению.
Для работы с кризисом идентичности следует учитывать ряд важных моментов.
Изменение привычных условий жизни вызывает перестройку образа Я. Она идет в двух разнонаправленных процессах: сохранения и изменения. Сохранение ключевых позиций, попытка удержать уровень жизни, сохранить значимые условия функционирования. И одновременно – стремление изменить внешнюю ситуацию, повлиять на нее, подстраивать условия под себя. А в случае неудачи (полной или частичной) изменить внутреннее отношение к новым условиям существования.
В целом, ситуация отвечает параметрам личностного кризиса. Можно сказать, что кризис идентичности и личностный кризис – звенья одной цепи. Помимо сходности, необходимо отметить и отличия в проявлении этих явлений. Личностный кризис может быть нормативным (возрастные изменения) или ненормативным (развод) и возникает в рамках функционирования самой личности и ее ближайшего окружения. Кризис идентичности как правило вызывается социальными потрясениями и неизбежно затрагивает и личностный уровень, но имеет более глубокие и непредсказуемые последствия, меняя представления человека о себе.
Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру:
1) индивидный уровень; 2) личностный уровень; 3) социальный уровень.
1) индивидный уровень; 2) личностный уровень; 3) социальный уровень.
На первом уровне идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности, включая в себя некое представление о себе, имеющего прошлое и устремленного в будущее. На втором уровне идентичность определяется Эриксоном как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обуславливающее некоторую тождественность – нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций.
Наконец, на третьем уровне идентичность – тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Этой структуре Эриксон дал название социальной идентичности[5].
В теории социальной идентичности Тэджфела и Тернера утверждается, что у человека есть потребность воспринимать свои собственные группы как превосходящие остальные группы по особо значимым показателям. При этом человек идеализированно относится к собственной группе (групповой фаворитизм) и пренебрежительно – к чужим группам. Согласно авторам, человек может повысить позитивные чувства по отношению к своей группе путем принижения или негативной оценки чужих групп. В тех случаях, когда собственная группа традиционно принадлежит к группам с низким социальным статусом, человек так или иначе пытается подчеркнуть уникальность своей группы, ее существенные отличия от других.
Различные дискуссии на политические темы, в социальных сетях и СМИ, на протяжении последнего времени иллюстрируют этот процесс достаточно ярко.
Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в сложной ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. В качестве признаков кризиса, которые также могут выступать критериями для его диагностики, называют следующие: наличие события, вызывающего стресс, приводящего к фрустрации и сопровождающегося чувством безысходности, крушения в достижении жизненно важных целей; переживание горя; чувство потери, опасности, унижения; чувство собственной неполноценности; разрушение привычного хода жизни; неопределенность будущего; отсутствие целостности видения ситуации; страх; отчаяние; чувство одиночества и отверженности; страдание.
Суицидальные намерения и фантазии представляют собой ключ к символике переживания кризиса. А.Н.Моховиков отмечает, что наиболее общим мотивом является избегание субъективно непереносимой психической боли. Рождение нового часто сопровождается необходимостью болезненной сепарации, когда необходимо расстаться с частью того опыта, с которым человек идентифицировался ранее, о котором он мог сказать «это Я», «это мое».
По временному параметру кризисы подразделяются на: острые, кратковременные; длительные; затяжные.
С точки зрения динамики выделяют 4 последовательных стадии кризиса (Дж. Каплан):
1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;
2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;
3. Еще большее напряжение, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
4. При неблагоприятном течении, если не удалось разрешить кризис, происходит повышение тревоги и депрессии, чувство беспомощности и безнадежности, приводящее к дезорганизации личности.
Кризис может заканчиваться на любой стадии, если исчезает внешняя опасность или обнаруживается решение ситуации. В актуальной затяжной социально-политической обстановке, именно психотерапия дает возможность найти это решение пациенту.
Временность и обратимость кризиса идентичности зависит от наличия у пациента ресурсов - внутренних и/или внешних возможностей получения поддержки, одобрения, душевных сил. Большое значение имеет наличие или отсутствие ресурсов именно на момент свершение трагических событий, которые привели человека на прием к терапевту. Сочетанность симптоматики, возрастные кризисы, совпавшие с внешними событиями, приводят пациента в группу риска кризиса идентичности.
Прогнозы успешности терапии могут зависеть от многих факторов. Например, от уровня личностной интеграции. Зависимость в этом случае может быть даже обратная - чем ниже уровень личностной зрелости - тем легче проходит процесс влияния-адаптации для человека. Меньше сомнений - больше решимости.
Символдрама, как один из наиболее эффективных методов психотерапии, предлагает широкий спектр подходов, методов и техник для работы с кризисом идентичности.
Психоанализ, лежащий в основе данного подхода, способствует пониманию и принятию сложившейся ситуации, восстановлению когнитивной сферы, установлению и пояснению причинно-следственных связей в жизненных событиях пациента.
Психологический контакт между терапевтом и пациентом, построенный на взаимном уважении, эмоциональной поддержке и одобрении, становится основой для положительных идентификаций, и способствует восстановлению веры в себя, в свои силы.
Как метод, основанный на активной работе воображения, символдрама дает возможность простроить новую реальность, новый образ «Я». За счет уникальности психического аппарата каждого пациента, этот образ сохраняет черты уникальности самой личности. А отзеркаливание и контейнирование психотерапевтом чувств пациента, становится мощным ресурсом для преодоления кризиса.
Основные задачи психотерапии для помощи в разрешении кризиса идентичности состоит в:
• постепенном согласовании неизбежных противоречий в представлении о себе,
• восстановлении непрерывности восприятия образа Я до и после трагических событий,
• интеграции Эго-идентичности на всех уровнях - индивидуальном, личностном, социальном,
• устранении жестких противопоставлений за счет восстановления основ образа Я и расширения репертуара приемлемых идентификаций,
• развитии гибкости реагирования на стрессовые ситуации,
• формирования более легкой переключаемости между социальными ролями в разных социальных группах.
Рассмотрим основные возможности и конкретные техники по работе с данной проблематикой.
1. Восстановление восприятия непрерывности существования: работа с частями «До, После, Сейчас»; техника «Линия жизни»;
2. Переоценка событий и принятие ситуации: «Представить себя 80-летним», «Письмо из будущего», «Мой день через 5 лет»;
3. Отреагирование агрессии и душевной боли: «Лев», «Водоворот», «Представить невыносимые чувства в виде природного явления»;
4. Поиск ресурсов: «Поход к мудрецу», «Команда помощников», «Животное, которое нуждается в помощи»;
5. Прощение и расставание: «Узелок в дорогу», техника «Кораблик», «Подарок на прощание»;
6. Восстановление чувства безопасности и автономности: «Прекрасный цветок», «Надежное место, где мне хорошо», «Строительство крепости»;
7. Формирование нового образа «Я»: «Строительство нового дома», «Собственный надел земли», «Идеал Я», «Дикая кошка»
8. Направленность в будущее: «Мой день через 5 лет», «Дорожный плащ», техника постановки целей «5-3-1».
Осталось сказать несколько слов о личности самого психотерапевта в русле современной проблемы кризиса идентичности. Безусловно, социальные изменения затрагивают каждого лично и все наше сообщество в целом. И именно та часть идентичности, которая соответствует профессиональному самоопределению, деятельности, гибкости в оценке происходящего – делает возможной нашу работу с населением, обратившимся за помощью в это непростое время. Кризис – это не только смерть прежнего, а и возможности построения нового образа «Я». Быть гибким, толерантным, человечным, глубоким, ответственным, устойчивым, эмпатийным, внимательным и постоянно обновляющимся – сегодня не условие, а требование к нашей профессии. Каждый раз, встречаясь с пациентом, мы задаем себе вопрос: «Кто я такой?» и ищем на него ответ.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Актуальная социальная ситуация, приводящая к кризису идентичности у населения, ставит перед специалистами задачи по освоению навыков психотерапевтической работы по его преодолении.
2. Метод символдрамы дает широкие возможности для преодоления кризиса идентичности.
3. Основным инструментом в работе продолжает оставаться сам специалист – его личностные и профессиональные возможности, умноженные на опыт коллег и всего нашего профессионального сообщества в целом.
Литература
1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Издательская группа “Прогресс”, 1996. – 344с.
2. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Пер. с англ. А.Ф. Ускова. — М.: Не¬зависимая фирма “Класс”, 1998. — 368 с.
3. Малер М., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности //Журнал практической психологии и психоанализа 2005 № 2
4. Аналіз підходів до розуміння ідентичності в психологічній науці / Х.І.Турецька // Оновлення змісту, форм та методів навчання і виховання в закладах освіти : зб. наук. праць. Наукові записки Рівненського державного гуманітарного університету. – Рівне, 2007. – Вип. 37. – С. 232–236.