Когда работаешь с группой, одна из самых острых и важных тем – обратная связь. Как не ранить человека в присутствии других? И, вместе с тем, дать понять, что, несмотря на то, что он говорит и как себя ведет, ты чувствуешь и знаешь, что происходит у него внутри?
У меня, благодаря неплохому музыкальному образованию, родилась идея давать обратную связь каждому участнику группы через песни/мелодии. Думаю, вернее, уверена, что музыка позволяет вести разговор с бессознательным, если хотите, с душой человека, минуя контроль и сопротивление мозга.
Мы все хотим, чтобы люди слышали сложную музыку, звучащую в нашем сердце – джаз, классическую симфонию, полифоническое многоголосие… Но чаще, заглушая её, «выдаём в эфир» банальную попсу или незамысловатый шансон.
Я практикую этот метод на протяжении всей работы с группой. Сначала ненавязчиво предлагаю послушать отдельную песню для каждого участника и прошу его сказать, что он думает о звучащей мелодии/словах. Другие активно комментируют. Коллективное мышление преподносит удивительные сюрпризы. Поражают острота восприятия, глубина трактовки образов участниками группы. А главное, мудрость и доброта людей. Как правило, если я попадаю в точку, тот, для кого прозвучала песня, больше удивленно молчит. Говорят о нем другие, впервые отходя от «социального контракта» («я говорю тебе то, что ты хочешь услышать, чтобы ты сделал то же самое для меня»).
Через какое-то время, когда мы больше доверяем друг другу, я стараюсь дать группе послушать другую музыку. Ту, сложную, с джазом или полифонией.
А по окончании занятий дарю им новую мелодию, которая звучит уже в моей душе. Она о том, чему каждый из них меня научил, о той энергии, которая родилась и живет во мне, благодаря нашей совместной работе.
Сегодня - первый этап. Мне нужно сказать членам группы, что, сквозь все отфильтрованные мозгом цели и задачи, которые они поставили перед собой, я слышу их эфирную песню. Мне нужно мягко и бережно донести определенные смыслы до каждого из них.
Одной участнице надо сказать:
«Я вижу и чувствую, как ты обижена на маму, как тебе больно, как ноют эти раны, не позволяя дышать и полнее чувствовать собственное материнство. Но именно из-за этой старой обиды, ты не можешь дать своим трем детям то, что обещала. А ведь ты обещала быть замечательной матерью…»
Одной участнице надо сказать:
«Я вижу и чувствую, как ты обижена на маму, как тебе больно, как ноют эти раны, не позволяя дышать и полнее чувствовать собственное материнство. Но именно из-за этой старой обиды, ты не можешь дать своим трем детям то, что обещала. А ведь ты обещала быть замечательной матерью…»
Другому участнику:
«Позволь себе быть спонтанным, прояви себя. Не ставь перед собой больше барьеров, чем существует на самом деле. Не сопротивляйся своим желаниям, живи полной жизнью! »
Ещё до одной участницы хочу донести:
«Ты хочешь того, чего не умеешь. Для тебя «любить» кого-то означает требовать и давить. Это – не любовь, а претензия…»
И так всем десяти членам группы…
Но сложнее всего вот с этим участником. Мне нужно сказать ему о том, что надо жить. Жить, несмотря на разочарования, возможную непонятость, отсутствие ясности и перспектив, недооцененность и желание закрыться от всех на ключ и потерять его…
«Позволь себе быть спонтанным, прояви себя. Не ставь перед собой больше барьеров, чем существует на самом деле. Не сопротивляйся своим желаниям, живи полной жизнью! »
Ещё до одной участницы хочу донести:
«Ты хочешь того, чего не умеешь. Для тебя «любить» кого-то означает требовать и давить. Это – не любовь, а претензия…»
И так всем десяти членам группы…
Но сложнее всего вот с этим участником. Мне нужно сказать ему о том, что надо жить. Жить, несмотря на разочарования, возможную непонятость, отсутствие ясности и перспектив, недооцененность и желание закрыться от всех на ключ и потерять его…
Он – человек творческой профессии, великолепно разбирается в психологии. Уже чуть ли не на первом занятии присвоил себе роль комика. Когда мы разыгрывали «самопрезентацию», изобразил «заведующего детским садом». Имел колоссальный успех! Блестяще импровизировал, буквально за десять минут стал душой компании. И при этом все время поглядывал на меня, хитро и провокационно: замечу ли я, что он хочет занять мое место и думает, что моя задача: обмануть людей, подарив им иллюзию исполнения желаний, абсолютно точно их угадывая? Замечу ли, что весь мир для него – детский сад?
Он обещает все, чего хотят эти «дети», но сам глубоко разочарован и не знает, куда идти дальше. Чувствует себя нереализованным, боится, что не успеет показать миру свою неординарность, проявить свой талант. А самое главное, не ощущает, что мир замечает его уникальность. Теперь ему оставалось только меня загнать в тот же «детсад», а самому поиграть в лидера группы, окончательно похоронив для себя надежду получить профессиональную помощь.
Для него я выбрала песню группы «Аквариум» «Северный цвет» («Ворониха на крыльце»), в исполнении Бориса Гребенщикова.
Группа слушала эту песню в тревожном молчании. Она сложная, там так много образов… Кто-то попытался пошутить:
- Слушай, это ж, сколько нужно выпить, нанюхаться и обкуриться, чтобы внутри звучала такая музыка!
Шутка не прошла. Он молчал.
- Ворониха на крыльце, - произнесла одна из участниц. – А в доме зверь, и ангел спит. До рассвета далеко. Это, должно быть, страшно…
- Что там про дверь? – сказала другая девушка – Ее надо отпереть? Но непонятно, где она.
Тишина.
- Скажите, а вот список кораблей, про который он поет…
Для него я выбрала песню группы «Аквариум» «Северный цвет» («Ворониха на крыльце»), в исполнении Бориса Гребенщикова.
Группа слушала эту песню в тревожном молчании. Она сложная, там так много образов… Кто-то попытался пошутить:
- Слушай, это ж, сколько нужно выпить, нанюхаться и обкуриться, чтобы внутри звучала такая музыка!
Шутка не прошла. Он молчал.
- Ворониха на крыльце, - произнесла одна из участниц. – А в доме зверь, и ангел спит. До рассвета далеко. Это, должно быть, страшно…
- Что там про дверь? – сказала другая девушка – Ее надо отпереть? Но непонятно, где она.
Тишина.
- Скажите, а вот список кораблей, про который он поет…
И что его никто не прочтет…
Это же грустно как?
Построить эти корабли – это ведь наши мечты?
И они не только не поплывут, даже их названия никто не прочтет!
Потому что они заперты за дверью, которой нет.
- Да-а-а, дела, брат. Там про нежность... Что значит – «подвенечная земля»?
- Слушай, а ты знаешь, что будет в конце? Чего так несешься к… земле? Чего раньше времени себя...
- Есть же ключ. Выход – не только смерть…
- Ну, пожалуйста, не будь ты таким грустным! – восклицает одна из его «фанаток». - Мы привыкли, что ты постоянно хохмишь, смеешься! Нана Романовна, что Вы с ним сделали? Вы злая и мстительная! Он же необидно над Вами издевался. Зачем Вы так? Он больше не придет…
Он молчал. Уткнулся взглядом в одну точку и молчал.
В тот день, после того, как группа разошлась, я не сразу попала домой. Мне должны были привезти диван в кабинет. Если вы заказывали мебель из «Икеи», то знаете, как у них со сроками доставки… Я понимала, что как раз в это время он будет звонить мне на домашний телефон. Потому что я попала в точку и дала ему понять: или - или. Или он остается с нами, снимает маску шута, соглашается со мной, что надо жить, искать ключ, принимать нежность смерти, но не торопить ее, или… я с ним попрощаюсь. Я не дам развалить группу. Иначе, играя в его игры, пусть очень тонкие и интересные, обману девять человек, пришедших за помощью…
В тот день я попала домой очень поздно. Мне передали, что кто-то звонил несколько раз, сообщения не оставлял.
Перезванивать не стала – слишком поздний час. Дождалась звонка на следующий день.
- Что Вы со мной сделали! Зачем? Это же больно! Вы это поняли,да? Демиург хренов! Я вчера потерял контроль. Ничего не понимал, наверно, глупо выглядел? Обычно, чтобы снять напряжение, я пью. А тут даже жена предложила - но я отказался. Зацените!
Ладно, я буду серьезно. Вы думаете, имеет смысл? Вот это вот? Все время составлять список кораблей? И все время искать дверь, которой нет? Ворониха же снаружи!
Я принесу Вам фильм Феллини «Восемь с половиной». Ничего, посмотрите его еще раз. Я Ваш клиент, Вы обязаны. Я вчера два раза пересмотрел. Это о том же! И да, черт бы Вас побрал, не буду я больше заведующим детсада! Ну разве что по праздникам, чтобы Вас позлить! Ну да, да, да! Это Ваша группа, а не моя земляничная поляна! Да понял я, понял! Чертовы психологи, что вы с людьми творите! Приду, я приду. Ужас!! По субботам проводить занятия, в то время, как нормальные люди сидят перед телевизором в дырявом халате, с ногами в тазу и в бигудях на голове. Почему? У меня есть, что на них нанизать. Не лысый, помилуйте, голубушка! Разве так можно? Я не такой изверг, как Вы, я - сама доброта и милосердие! Ха-ха! Мы с Вами как два ангела, я белый, про себя Вы уже поняли. Неужели меня можно вылечить? Помните, «или я её веду в ЗАГС, или она меня к прокурору». Поняли, что шучу? Изысканно, да? Ладно Вам! Не топорно, просто не можете оценить по достоинству. Как жаль, что у вас напряг с чувством юмора. Нет, не уходите, пожалуйста! Поговорите со мной, мне страшно… Это пройдёт? Вы мне поможете? Будьте рядом, я прошу, помогите!
- Да-а-а, дела, брат. Там про нежность... Что значит – «подвенечная земля»?
- Слушай, а ты знаешь, что будет в конце? Чего так несешься к… земле? Чего раньше времени себя...
- Есть же ключ. Выход – не только смерть…
- Ну, пожалуйста, не будь ты таким грустным! – восклицает одна из его «фанаток». - Мы привыкли, что ты постоянно хохмишь, смеешься! Нана Романовна, что Вы с ним сделали? Вы злая и мстительная! Он же необидно над Вами издевался. Зачем Вы так? Он больше не придет…
Он молчал. Уткнулся взглядом в одну точку и молчал.
В тот день, после того, как группа разошлась, я не сразу попала домой. Мне должны были привезти диван в кабинет. Если вы заказывали мебель из «Икеи», то знаете, как у них со сроками доставки… Я понимала, что как раз в это время он будет звонить мне на домашний телефон. Потому что я попала в точку и дала ему понять: или - или. Или он остается с нами, снимает маску шута, соглашается со мной, что надо жить, искать ключ, принимать нежность смерти, но не торопить ее, или… я с ним попрощаюсь. Я не дам развалить группу. Иначе, играя в его игры, пусть очень тонкие и интересные, обману девять человек, пришедших за помощью…
В тот день я попала домой очень поздно. Мне передали, что кто-то звонил несколько раз, сообщения не оставлял.
Перезванивать не стала – слишком поздний час. Дождалась звонка на следующий день.
- Что Вы со мной сделали! Зачем? Это же больно! Вы это поняли,да? Демиург хренов! Я вчера потерял контроль. Ничего не понимал, наверно, глупо выглядел? Обычно, чтобы снять напряжение, я пью. А тут даже жена предложила - но я отказался. Зацените!
Ладно, я буду серьезно. Вы думаете, имеет смысл? Вот это вот? Все время составлять список кораблей? И все время искать дверь, которой нет? Ворониха же снаружи!
Я принесу Вам фильм Феллини «Восемь с половиной». Ничего, посмотрите его еще раз. Я Ваш клиент, Вы обязаны. Я вчера два раза пересмотрел. Это о том же! И да, черт бы Вас побрал, не буду я больше заведующим детсада! Ну разве что по праздникам, чтобы Вас позлить! Ну да, да, да! Это Ваша группа, а не моя земляничная поляна! Да понял я, понял! Чертовы психологи, что вы с людьми творите! Приду, я приду. Ужас!! По субботам проводить занятия, в то время, как нормальные люди сидят перед телевизором в дырявом халате, с ногами в тазу и в бигудях на голове. Почему? У меня есть, что на них нанизать. Не лысый, помилуйте, голубушка! Разве так можно? Я не такой изверг, как Вы, я - сама доброта и милосердие! Ха-ха! Мы с Вами как два ангела, я белый, про себя Вы уже поняли. Неужели меня можно вылечить? Помните, «или я её веду в ЗАГС, или она меня к прокурору». Поняли, что шучу? Изысканно, да? Ладно Вам! Не топорно, просто не можете оценить по достоинству. Как жаль, что у вас напряг с чувством юмора. Нет, не уходите, пожалуйста! Поговорите со мной, мне страшно… Это пройдёт? Вы мне поможете? Будьте рядом, я прошу, помогите!
Иллюстрации: Портреты из серии “Люди, которые меня вдохновляют“ от художника под творческим псевдонимом Metamephisto