Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Об архетипической символике Красного Петуха и Жар-Птицы

Подписаться на автора Об архетипической символике Красного Петуха и Жар-Птицы
30 Декабря 2016 13:17:11
2119

Я практикую технику активного воображения в групповой форме. Это позволяет мне знакомиться с образами коллективного бессознательного простых россиян без регулярного сидения на местных форумах или обращения к бред-лентами социальных сетей. Однажды на группе, в рассказе одной из участниц, встретился нам архетипический образ Огненной птицы.

Так мне стала понятна архетипика этого символа. В русском фольклоре есть Красный петух, так же известный нам как Золотой петушок из сказки Пушкина. Его огненная, разрушительная символика достаточно прозрачна. На самом деле это древнее славянское анималистическое божество Сварожич. Это вовсе не сын Сварога, а ошибка летописца Повести Временных Лет.

В последнее время Н. И. Зубов высказал предположение, что в славянской мифологии не было божества Сварог. В отличие от олицетворённого огня, Сварожича, имя Сварога упоминается в источниках лишь единожды. В этом единственном упоминании вполне вероятна ошибочная интерпретация имени "Сварожич" как "сын Сварога", которую сделал переписчик, чтобы адекватно перевести легенду из Хроники. На самом деле нет больших оснований считать имя бога "Сварожич" патронимом (отчеством). Никто же не считает москвичей детьми Моска :)

Мне нравится происхождение его имени от слова свара. Именно так ведет себя Сварожич у Пушкина.

По свидетельству Титмара Мерзебургского, идол Сварожича был установлен в земле ратарей, в городе Радагосте, который позднейшие хронисты из-за ошибки стали называть Ретрой. Сварожич был наиболее почитаемым божеством ратарей. В своей "Хронике" Титмар сообщает:

В городе [Радегосте] нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. 

Забавно, как в свете понимания того факта, что петух это дух огня, преображается русская сказка Лиса и Заяц. Лиса (животное Зимы-Костромы) отнимает у Зайца (тотема весеннего солнца-Ярилы) его дом. На помощь им приходит дух огня. Да это же готова мистерия Комоедицы, она же Масленица. Но здесь огонь агрессивен.

Жар-птица же иная. Она не просто одна из многих в ряду славянских райских птиц: Гамаюн, Сирин, Алканост... Но в отличие от последних птице-дев она только живет в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам она вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь-отец с сыновьями. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, крылья как языки пламени. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым.

Но это огонь творческий, исцеляющий и преображающий. Как менялись в огне для наших пращуров пища, глина, песок и руда? Они не только трансформировались, как сама жар-птица, умеющая оборачиваться девицей. Они становились чем-то новым, блестящим, красивым и полезным — стеклом и металлом. Подумайте, как после этого выглядит обычная сказочка про Зайца и Лису. Если помнить, что зайца долбославы считают аватарой бога весеннего солнца и плодородия Ярилы, а Лису - богини Мары или Костромы. Вот и петушок, который к Яриле приходит на помощь, что бы выгнать Лису из лубяной избушки вовсе не простой Красный Петух сжигающий Кострому на Масленицу, а сам Сварожич.



Теги: Юнг, Архетип, славяне, Красный петух, Жар-Птица, Новый год, активное воображение
Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

Об архетипической символике Красного Петуха и Жар-Птицы
Я практикую технику активного воображения в групповой форме. Это позволяет мне знакомиться с образами коллективного бессознательного простых россиян без регулярного сидения на местных форумах или обращения к бред-лентами социальных сетей. Однажды на группе, в рассказе одной из участниц, встретился нам архетипический образ Огненной птицы.

Так мне стала понятна архетипика этого символа. В русском фольклоре есть Красный петух, так же известный нам как Золотой петушок. И парный образ Жар-птицы.

Отношения с телесным симптомом
Нашел случайно свой старый текст про работу с психосоматикой. Выкладываю без изменений то, что интересовало меня 20 лет назад. Челночное движение помогает разрушить паттерны слияния, которые мы видим, например, в головной боли, скрывающей за собой плач. Одно из моих первых “чудесных исцелений” произошло, благодаря интуитивному применению этой техники”. Ф. Перлс “ Гештальт-подход и свидетель терапии”
РОДИТЕЛИ СНЕГУРОЧКИ и ее почтовый адрес
Я практикую технику активного воображения в групповой форме. Это позволяет мне знакомиться с образами коллективного бессознательного простых россиян без регулярного сидения на форумах или обращения к бред-лентами социальных сетей. В ближайшее время в воображении моих клиентов воцарится архетип русской народной троицы (Деда Мороза, Снегурочки и Снеговика). Поговорим о них. Вопрос: "Кем же являются мать и отец Снегурки, внучки Деда Мороза?",- регулярно посещает детей и взрослых.
Голодная нога
Когда я уже не работал интерном, в большой психиатрической больнице в центре города, а напротив в большом психотерапевтическом центре, напротив местного Кремля, приключилась со мной эта история. Однажды один близкий родственник сосватал свою подругу. Платить та не могла, будучи инвалидом. А отказаться от такого "подарка" я не мог. Договорились ограничится одной сессией. Но сессия оказалась на диво показательной в плане гештальт-терапии психосоматических расстройств, к которой я планирую снова обратиться на своей группе в ближайшее время
Глубинные психологические истоки КУЛЬТА КОТИКОВ
Я практикую технику активного воображения в групповой форме. Это позволяет мне знакомиться с образами коллективного бессознательного простых россиян без регулярного сидения на местных форумах или обращения к бред-лентами социальных сетей. Однажды в воображение одного из моих клиентов заглянула архетип Баст.
Триада глухоты
Когда я консультировал семьи, воспитывающие детей, имеющих проблемы со слухом, жалобы родителей на проблемы с детьми постепенно объединились и сформировались в то, что я про себя назвал "Триада глухоты". Если вы прочтете статью до конца, то обнаружите. что свойственна она не только глухим детям. Да и не только детям, а скорее семьям. И почему я оставил это название, если речь в статье пойдет о модном нынче диагнозе СДВГ или "синдроме дефицита внимания с гиперактивностью".

Топ публикаций
Восемь гениальных цитат Джеймса Холлиса Восемь гениальных цитат Джеймса Холлиса Перед нами сложный выбор: тревога или депрессия. В...
Характеристики созависимости. Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд Характеристики созависимости. Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд Если внимательно посмотреть на основные характерис...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice