Толкование снов интересовало людей во все времена и во всех частях света. Фараоны и рабы, цари и колдуны пытались постичь тайну сновидений. Сны использовались для пророчества и гаданий. Посредством снов шаманы общались с богами, а обычные люди с духами умерших родственников. Представители Античной Греции искали способы излечения через сны, и даже известны случаи научных открытий, приходивших во сне. Да-да, я говорю о знаменитой легенде, которая гласит о том, что Дмитрий Менделеев, неожиданно увидел во сне периодическую таблицу химических элементов.
И, конечно, психологи используют сновидения для объяснения того, что происходит в жизни клиента и осознания причин его психологических проблем.
У представителей разных психологических школ абсолютно разное понимание природы сновидений и соответственно разный подход к работе с ними.
Представители классического психоанализа, чья точка зрения являются доминирующей на протяжении всего периода развития современной психологии считают, что сновидение - это отражение бессознательных процессов, сутью которых является вытеснение желаний. То есть сновидение всегда говорит о скрытом желании, однако цензура сознания, которая хоть и притупляется во сне, но все же присутствует искажает образы сновидений, таким образом реализуя психологические защиты.
Однако, уже в 1913 году ученик и близкий друг Фрейда Шандор Ференци задался вопросом, а к кому относятся увиденные сновидцем сновидения. И он был убежден, что важной функцией сновидения является возможность рассказать его другому человеку, и именно это дает более широкие и глубокие возможности толкования сновидений, чем внутрипсихическая модель З.Фрейда.
К.Г.Юнг писал:
«Сновидение это маленькая, спрятанная дверца в сокровенных и самых тайных уголках души, ведущая в ту космическую ночь, которой Душа была еще до возникновения Я-сознания».
С точки зрения аналитической психологии сновидение - это дверь не только в личное, но и в коллективное бессознательное. Сновидения несет в себе знания о тайне мироздания, оно знает и о прошлом, и о будущем, однако человеку не дано постичь тайну сновидений, он может лишь немного заглянуть в приоткрывшуюся дверь.
З.Фукс в своей теории группанализа уделял важное значения сновидениям, и хоть он был приверженцем взглядов З. Фрейда о том, что сновидения не являются «социальными высказываниями», все же говорил о том, что сновидение может пролить свет
«на ситуацию в группе, на группу в целом, может быть бессознательным отражением происходящего в группе».
У. Бион, основатель теории групп отмечал следующую функцию сновидений
«Сновидения в группе могут создать здравый смысл между участниками группы и объединить групповую матрицу».
Именно Бион предположил, что процесс видения сновидений является непрерывным не только во сне, но и в бодрствовании. Впрочем, это свойство сновидений отмечал и К.Г Юнг и именно на основании этой функции он основал свой метод активного воображения.
Инновационным методом работы со сновидением является социальная матрица сновидений, основанный Гордоном Лоуренсом. В основу метода положена идея Биона о существовании коллективной психической активности, которая объединяет групповую матрицу в единый организм.
«Наши мысли и чувства живут в пространстве между умами; в пространстве, которое не принадлежит кому-либо конкретно и разделяется (ощущается) многими одновременно. Через сны мы делимся своей внутренней реальностью и устанавливаем связи с другими. Во время социальной матрицы снов участники совместно ищут социальный смысл своих снов и свободных ассоциаций. Находясь в матрице и играя со сном, мы играем внутри своеобразного социального сна.»
Социальное значение сна подтверждают множество пророческих сновидений, известных человечеству.
Юнг в 1913 году писал о своем сне, в котором он видел поток, смывающий Европу с лица земли, и лишь Швейцария, защищенная горами, осталась нетронутой. Юнг решил, что причиной сновидения является внезапный психоз, ведь в то время не было политической основы для последующих событий. Шарлота Берат, в своей книге «Третий рейх сновидений» собрала более 300 сновидений в Германии, которые предвещали не только Вторую Мировую войну, но и истребление евреев. Однако люди не могли поверить в реальность увиденного.
Целью социальной матрицы сновидений является исследование сновидений, поиск их скрытого смысла на различных уровнях матрицы (личной, групповой, социальной).
Принципиальное отличие от терапевтических групп состоит в том, что в центре внимание находится не личность сновидца, а исключительно сновидение. Так же исключаются интерпретации сновидений. Работа проходит через высказывание снов и свободных ассоциаций к ним. Участники группы создают пространства для сновидений и ждут, когда сновидения откроют им свой смысл. В ходе работы группы, участники через свободные ассоциации протягивают словно нити связи от одного сновидения к другому и открывают новые смыслы.
Работа сновидческой группы обычно состоит из двух частей.
В первой части участники группы обмениваются снами и свободными ассоциациями к ним. Именно в этой части наполняется пространство группы снами, для формирования единого социального сна.
Во второй части происходит процесс рефлексии и обсуждение снов в попытке уловить социальный и групповой смысл.
В целях безопасности в группе не обсуждаются личные смыслы сновидений, однако практика сновидческих групп показывает, что личностные смыслы открываются участникам группы, ибо они начинают понимать язык своего бессознательного.