«Суд Париса» вдохновил на создание величайших в западной цивилизации литературных произведений и стал одним из излюбленных сюжетов в изобразительном искусстве. События, последовавшие за его решением, были увековечены в трех великих классических эпосах: "Илиаде", "Одиссее" и "Энеиде", в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Вдохновил, в свое время, древнегреческий сюжет о «конкурсе красоты» и меня на разработку группового мифодраматического упражнения: «Яблоко раздора», основой которого служат представления о перманентно существующем на глубинном уровне мифосе, сохраняющем свои базисные, уникальные закономерности и принципы.
Мифодраматическое упражнение «Яблоко раздора» проводится в форме групповой работы с гетерогенным половым составом участников. Цель – исследовать и открыть различные стороны своего внутреннего мифа о природе отношений между мужчиной и женщиной, паттерны поведения и травматические комплексы при взаимодействии с лицами противоположного пола, вскрыть бессознательные установки по отношению к противоположному полу, латентные страхи и ожидания, связанные с противоположным полом, внутренние запреты; женское «самочувствие» в ситуации «конкурса» и мужское в ситуации «выбора»; а также открыть новые энергетические капилляры во взаимодействии мужчина-женщина.
Данное упражнение открывает путь не только содержательно-ориентированному модусу психотерапии, но и идеям ее процессуальности. Очень кратко обозначу, что в содержательно ориентированном модусе вектор разбора упражнения предполагает анализ внутреннего «суда» и «выбора» тенденционного Эго, то есть признанного и предпочтительного паттерна, а также подавленных и неактуализированных женских энергий, экстремального дефекта, представляющего собой области с полностью нарушенными коммуникативными связями между «стилями» женского. Анализ мужских «скриптов» в контакте с женским полом предполагает осознание собственных закономерностей выборов, а также роли «верхней и нижней собаки» (по Ф.Перлзу).
Ведущий напоминает участникам содержание «Суда Париса». Все олимпийские боги и богини, за исключением Эриды, богини раздора, были приглашены на свадьбу царя Фессалии Пелея и прекрасной морской нимфы Фетиды. Оскорбленная Эрида решила отомстить за пренебрежение к себе. Эрида внесла раздор в празднество, подбросив на пиршественный стол золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Оно прокатилось по столу, и его немедленно потребовали для себя присутствовавшие Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что по справедливости и заслуженно это яблоко должно принадлежать ей. Они не могли решить между собой, кто из них прекраснейшая, поэтому обратились к Зевсу, чтобы он решил их спор, который уклонился от выбора, направив их в обществе Гермеса к красивому юноше, пастуху Парису, которому повелел быть судьей. Богини приблизились к юноше, ставшему судьей их красоты. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, сделать царем над Азией и Европой; Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к юноше приблизилась Афродита и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Парис, не колеблясь, отдал яблоко раздора Афродите.
Затем участникам сообщается, что каждый мужчина группы становится Парисом (мужчинам раздаются яблоки, о значимости реального яблока скажу позже), удел которого выбрать прекраснейшую и отдать ей яблоко как символ ее признания. Задача женщин - заполучить яблоко любыми доступными способами. После чего ведущий дает команду «начали» и превращается в молчаливого наблюдателя разыгрываемого действа.
Когда «суд свершился», т.е яблоки вручены тем, кто оказался их достоен, участники садятся в круг. Таким образом, в кругу оказываются женщины, в руках которых есть яблоки и женщины, чьи руки пусты. Реальное яблоко в руках женщин сразу дает понимание, кто победил в соревновании, что усиливает фрустрацию тех, чьи руки пусты. Далее происходит обсуждение задействованных стратегий, линий поведения и уловок, пущенных в ход женщинами, и того, что побуждало мужчин сделать свой выбор в пользу той или иной женщины. Условно женская группа оказывается разделенной на тех, кто получил яблоко, и тех, кому оно не досталось, последние в свою очередь делятся на тех, кто старался заполучить яблоко и тех, кто вообще не «ввязывался в бой». Важно начать обсуждение с того, как вообще было воспринято упражнение изначально, какие чувства при этом возникли. Как чувствовали себя женщины, оказавшись в ситуации соперничества и мужчины в качестве выбирающих. Насколько эта ситуация комфортна/дискомфортна, интересна/неинтересна, актуальна/неактуальна для участников.
Опыт проведения данного упражнения показывает, что в основном женская часть группы артикулирует вопросы страха соперничества, сравнения себя с «более достойными/красивыми/интересными/привлекательными», растерянности, стыда. При этом вариативный ряд переживаний бесконечно разнообразен, что требует не только, и не столько «обсуждения», «нарратива», а фокусировки на непосредственном опыте переживания «здесь и сейчас».
При первоначальной, казалось бы неравноправной позиции женщин и мужчин (при желании кто-то может усмотреть «извечную дискриминацию женщин»), внутренние «чувства» женщин, тем не менее, отличны. Одни чувствуют себя «завоевательницами» мужчин, реализуя при этом различные способы «завоевания»: сексуальный (этот стиль при внешнем сходстве поведенческих актов, феноменологически разный, в одних случаях это так называемый «рыночный сценарий» - сексуальность как товар, стиль сформированный в результате интроекта; в других - «властный сценарий» - как контроль над сексуальностью, архетипически femme fatale), партнерский, материнский, сестринский, смешанный (этот стиль распадается на два подстиля – «интегрированный» и «метод проб и ошибок», когда женщина не имеет точки опоры и при несрабатывании одного стиля бросается за помощью к другому) и пр; другие - «просительницами»;третьи ожидают инициативы от мужчины (чувство «ожидания»); четвертые избегают контакта с мужчиной (чувство «умирания», уход от мужчины, а не от ситуации соперничества с женщинами, что нужно различать).
Ситуация «суда» у мужчин проявляет мотив, чувства, критерии выбора (нужно сказать, что осознанание выборов и наблюдающее Эго у мужчин в данном упражнении ослаблено по сравнению с женщинами).
Еще одна особенность процесса «суда» связана с тем, что у женщин он актуализирует чаще чувство стыда, а у мужчин - чувство «вины».
Случается, когда мужчина остается с яблоком, то есть не находит женщины по его мнению его заслуживающей, что неизменно выводит на нарциссическую проблематику.
В процессе групповой работы участники открывают в себе сложную игру бессознательных значений, сталкиваются со своей страстью и тревогой, любовью и ненавистью.
Иногда женщины говорят о чувстве «вины» перед теми женщинами, которым яблоко не досталось, однако, ориентируясь на то, что любое чувство себя проявляет в мимике, глазах, позе, жестах, интонации и пр., говорить о реальности «вины» не приходится, при этом не только не исключаю, а предполагаю, что такое эмоциональное реагирование, может быть, столкнуться однако с которым пока не приходилось.