- «Хочешь стать несчастным, думай и говори только о себе». Так подытожил свои впечатления один мой друг о взаимодействии с уважаемым профессором, которого он не видел в течение нескольких лет. Когда-то, будучи молодым человеком, он смотрел на «светило» восторженными глазами и жадно впитывал каждое слово мэтра. После длительного отсутствия коммуникации с ученым мужем, уже не такой молодой мужчина чувствовал себя «выжатым лимоном», разочарованным и утомленным бесконечными профессорскими: «Я, Я, Я…» – это все, что довелось услышать спустя годы от профессора бывшему студенту.
В последнее время моя терапевтическая практика пополняется типом клиентов, чье послание терапии выражает заботу о собственном «Я», что очень даже вписывается в популярные психологические призывы изучать, развивать, узнавать собственное «Я». Многим из них не ведомо, что их страдание сопряжено как раз с этой тотальной озабоченностью собственным «Я». Таких клиентов, кому следует сказать: «Забудь себя», сегодня действительно много. Часть этих клиентов, «хорошо подкованных» популярной психологией, стремятся к избыточной рефлексии, поиску своего «предназначения» и цели в жизни, в то время как задачами их терапии является дерефлексия и самотрансценденция.
Давняя традиция западной мысли предостерегает от нетрансцендентной жизненной цели. Мартин Бубер (М. Бубер «Я и Ты») при обсуждении хасидского мировоззрения отмечает, что, хотя человек должен начинать с самого себя, он не должен заканчивать собой. Далее, говорил Мартин Бубер, следует задать вопрос: - «Зачем?», «Зачем мне находить свой особый путь?» Ответ таков: - «Не ради себя самого».
Человек начинает с себя для того, чтобы затем забыть себя и погрузиться в мир. Человек постигает себя не для того, чтобы стать полностью поглощенными собой.
Важный момент, по Мартину Буберу, заключается в том, что в жизни человека содержится смысл, который включает много больше, чем спасение собственной души. Больше того, избыточная сосредоточенность на получении «видного» персонального места может привести к потере этого самого места. Это хорошо иллюстрируют истории людей, которые занимаются избыточной рефлексией и не способны покинуть свою персональную орбиту.
Аналогичную точку зрения высказывал и Виктор Франкл (.В.Франкл «Человек в поисках смысла»), по мнению которого чрезмерная поглощенность самовыражением и самоактуализацией входит в противоречие с подлинным жизненным смыслом.
Эту идею Виктор Франкл проиллюстрировал при помощи метафоры бумеранга, который возвращается к охотнику, метнувшему его, только в том случае, если не попадает в цель, точно так же люди возвращаются к занятости собой, только если они упустили свой жизненный смысл. Кроме этого Виктор Франкл привлекает метафору человеческого глаза, который видит себя или что-то в себе только тогда, когда не способен видеть вовне себя. Так, в любовных отношениях главное – не свободное самовыражение, а выход за пределы самого себя, забота о бытии другого.
Таким образом, без самотрансценденции душевное равновесие невозможно.