Психологический порлат Psy-practice

Возрастной регресс и сценарные игры (3)

Возрастной регресс в любовных раскладах иногда приводит к тому, что конфликт в текущих отношениях вызывает из прошлого воспоминания об уже давно отыгранных драмах. И получается, что два эти сценария как бы сливаются в один. Или можно сказать по-другому: та драма в отношениях, которую человек имел несчастье наблюдать в своем детстве, как бы разыгрывается повторно в его текущей жизни. Только если в детстве мы чаще всего бываем втянуты в «скандальные игры» родителей, то в отношениях со своей возлюбленной человек уже сам разыгрывает старую драму, и он уже сам является в ней главным героем, а может быть, и режиссером.

В этой статье мы рассмотрим феномен «сценарных игр» на примере истории отношений Игоря и Маши, которые описываются в данной серии статей.

Сценарные игры

Образно говоря, сценарные игры возникают из-за того, что в течение нескольких поколений разные члены семьи имели привычку наступать на одни и те же грабли. Особенно отчетливо это проявляется в любовных отношениях. Мама успевает набить себе шишки в течение своей молодости, и в роли одних таких «граблей» обычно выступает и отец ее дочки. Далее мама напрямую и косвенно передает свой опыт дочери и на сознательном уровне, и на уровне не очень осознаваемых действий.

Даже если отца не было в семье, мама может как бы отрабатывать удары об стенку, так что второй игрок вроде бы и не нужен. В этом случае дочка имеет возможность наблюдать игру ее мамы с невидимым игроком. Понимать логику поведения другой стороны она не может, но осваивать мамин стиль подач и принятий мяча у нее возможность имеется.

Повзрослев, дочка не вполне осознанно для себя выбирает в партнеры такого человека, который по каким-то параметрам соответствует тому «невидимому игроку», который отбивал мамины мячи, «не выглядывая из-за стенки». Частично именно этим объясняется то, что девушки очень часто находят себе в избранники мужчин, чем-то напоминающих их отцов, даже если реальные отцы в их жизни почти не появлялись. Получается, что в первый раз сценарную игру своей семьи девушка разыгрывает не осознавая, что именно с нею происходит и что именно она делает.

Наличие в нашей психике скриптов семейных сценарных игр и других вмененных нам на бессознательном уроне программ является одной из причин того, что первые любовные отношения очень часто заканчиваются крахом.

После того, как вторые отношения у человека начинают развиваться по тому же, уже известному, сценарию, он уже имеет возможность заметить некоторые совпадения и задуматься над этим. А после третьих или четвертых разрушенных отношений почти все начинают замечать, что наступают на одни и те же грабли.

Сценарные игры отличаются от семейных сценариев тем, что сценарии – это как бы продолжительные программы, они рассчитаны на длительный период, иногда на всю жизнь, а сценарные игры – это краткосрочные сюжеты, и они имеют тенденцию к многократному повторению.

 

Проявление сценарных игр в истории Игоря и Маши

В истории Маши в сюжете ее игры, переданной от мамы, была измена отца, которая была продублирована «предательством дяди Юры». Отец подарил ей тему измены, а дядя Юра веру в волшебство и опыт совместного создания общего тайного мира, разделяемого только двумя людьми, которые, впрочем, в итоге также были «преданы».

В семье Игоря также была измена. Затем мама безрезультатно играла в отношения со своим мужем, которые быстро выродились в игру со стенкой. А после того, как отец ушел, мама попыталась превратить в «стенку» уже Игоря, задалбливая его вопросами, которые должны были быть обращены его отцу. Кроме того, мама пыталась прорваться за личные границы души Игоря и навести в его мире правильный порядок. Это привело к тому, что на линии личных границ у Игоря выросла стена, и он никому не позволял сквозь них пробраться.

Если не брать в расчет загадочные законы любовной химии, то можно сказать, что Игорь и Маша сошлись на том, что для обоих была важна возможность дурачиться и придумывать нелепые истории. Игорь изначально не видел в Маше угрозы прорваться за пределы его личных границ, так как она не стремилась проникнуть в мир другого человека: для нее было важно не «нарушение личных границ», а скорее «построение общих территорий», общего с любимым человеком мира.

Для Игоря таже было важно то, что Маша не призывает его к последовательности и педантизму, в ней не было той звериной серьезности, которая жила в душе его мамы. Маша видела в Игоре реинкарнацию своего дяди Юры и ожидала от него волшебства и приключений на просторах открываемого ими общего мира. Игорю казалось, что Маша тот человек, который пригоден к веселой и динамичной дружбе, но только не в каком-то выдуманном мире, а во вполне реальном.

Затравка для вступления в отношения для обоих была вполне серьезной, и по началу отношения обоим казались сказкой. Но в какой-то момент вступили в силу их сценарные игры. Игорь «предал» Машу в том, что вместо строительства их общего мира ринулся в какие-то дебильные похождения со своими друзьями, пытаясь вовлечь в эти предприятия и ее. И кроме того, он вообще отказывался интересоваться ее внутренним миром, который для нее плавно перетекал в тот особый волшебный мир, который она когда-то строила вместе с дядей Юрой.

Игорь был озадачен, а потом раздражен тем, что Маша с какого-то момента начала допекать морально-психологическими диспутами и попыткой пробиться в его душу. Его доставало то, что вместо реальных действий и участия в реальных событиях она принуждала его бродить по какому-то психологическому болоту.

 

Внешнее проявление сценарной игры Игоря и Маши

Итак, начальный угар любовной химии начинает проходить, герои начинают выпадать из тех волшебных образов, в которые Игорь и Маша наряжали друг друга, следуя своим детским надеждам и мечтам.

  • Игорь из веселого бога-демиурга превращается в банального смертного, не способного к глубоким отношениям и не способного творить собственные миры, а довольствующегося тупыми социальными формами времяпрепровождения.
  • Маша из веселой и задорной девчонки, с которой интересно жить, и жизнь с которой могла бы превратиться в веселое приключение, вдруг превращается в зануду, способную выносить мозги. Она обесценивает его идеи, действия и поступки, заставляя вместо этого дегустировать ее кислые эмоции и обсасывать одни и те же переживания. 
  • Когда Игорь проводил вечера со своими друзьями, Маше казалось, что он «играет в дядю Юру» и вместо того, чтобы путешествовать по их волшебному миру, веселит каких-нибудь чужих девиц. 
  • Маша начинает обижаться и пытается достучаться до Игоря, призывая его к выяснению отношений. 
  • Игорю кажется, что она втягивает его в «мамины игры» и пытается его построить. Машины обиды он начинает воспринимать как попытки манипулирования, и они вызывают у него не сочувствие, а скорее – раздражение.

 

В итоге чем больше Маша нападает, тем сильнее Игорь сопротивляется.
Чем сильнее Маша пытается понять Игоря и договориться с ним об общих правилах жизни, тем сильнее Игорь защищается. «Общие правила жизни» у него ассоциируются с мамиными попытками излечить его от «отцовской легковесности» и внушить ему достойную последовательность и степенность. 

 

Как игра побеждает близость

У Игоря и Маши есть своя, маленькая, но насыщенная история, им было вместе очень хорошо, да и созданный волшебный образ партнера не так просто разрушить. Поэтому временами им удается победить зарождающуюся игру и снова погрузиться в пьянящую близость друг к другу. Кажется, что любовь побеждает ссоры.

Но после непродолжительного периода счастья Игорь снова «предает» Машу, проводя вечера в бесконечных тусовках с друзьями, а когда ему удается вовлекать в них Машу, то ситуация обостряется еще сильнее. Ведь Маша своими глазами видит, как Игорь предает свой талант создателя волшебных миров ради того, чтобы веселить глупыми шутками и пошлыми рассказами вульгарных девиц и смотрящих ему в рот приятелей.

Маша начинает приставать к Игорю с просьбами проводить больше времени дома, вдвоем. Игорь соглашается, но тихие и приятные беседы как-то не выстраиваются: сам Игорь ничего о себе не рассказывает, а попытки Маши поделиться с ним своими чувствами, переживаниями, мечтами выслушиваются со трудом скрываемой скукой. В итоге на второй вечер Игорь садится за компьютер и исчезает в нем до ночи.

Маша обижается и начинает вызывать Игоря на общение. Тот соглашается и даже находит подходящую для обоих тему: они обсуждают ближайший отдых, грозящий им интересными приключениями, без тупого лежания на пляжах, а с переездами с места на место. При этом Маша изучает все про один город и превращается в нем в «хозяйку», которая знакомит гостя с местными достопримечательностями, до которых доберется не всякий турист. Игорь в свою очередь грозится познакомить свою гостью со всеми «злачными местами» в другом пункте их остановки. Для этого им обоим придется залезть в интернет и опросить своих знакомых, бывавших в тех местах.

Маша ожидала, что на следующий день они продолжат разработку своего маршрута, но Игорь позвонил и сказал, что у него наметилась неожиданная встреча с друзьями, и пригласил Машу присоединяться. Она отказалась и весь вечер дулась на своего «предателя». Игорь вернулся домой глубокой ночью веселым и пьяным. На утро у них случился очередной скандал. К планированию отпуска они уже больше не возвращались.

Специфика сценарных игр состоит в том, что каждый новый цикл проходит с усилением интенсивности скандалов, с большим надрывом страстей, с более сильным выплеском адреналина. События начинают разворачиваться по кругу, и с каждым оборотом колея становится все глубже и глубже. В какой-то момент начинает казаться, что выхода уже просто нет. Кроме того, происходит привыкание к скандалам, скандалы начинают играть роль «психологического наркотика». Постепенно появляется привыкание и зависимость от скандалов ( см. статью

Получается, что люди как бы держат в своей душе возможность видеть в своих любовных отношениях какие-то отдельные фрагменты из своего прошлого, из детства. В какой-то момент они начинают видеть происходящее, через призму своих неосознанных воспоминаний. Такими воспоминаниями могут быть конфликты между родителями или логика взаимоотношений в семье в целом. Запоминаются обычно самые болезненные или повторяющиеся сюжеты этих взаимоотношений, и именно они и становятся сюжетами сценарных игр.

 Данная статья принадлежит к серии статей о феномене «возрастного регресса» в любовных отношениях, а также о механизме «сценарных игр», которые иногда случаются в любовных и семейных отношениях

Вот список всех этих статей:

--

--

--

--

--

--

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку