Вместо предисловия...
*************************************************************************************************************************************
…Уважаемые друзья, приходило ли вам когда-нибудь в голову, что гениальный Андерсен (задолго до психолога Карпмана) в знаменитой сказке «Снежная Королева» метафорически изложил известный алгоритм зависимых отношений, проявив его в представленной истории тремя знакомыми ролевыми позициями:
1. Снежная Королева (другими словами – Тиран, Диктатор и Контролёр),
2. Кай (или Жертва) и
3. Герда (или Спасатель).
При этом означенные (внутренние, позиционные) роли (как и положено в зависимых отношениях) могут потенциально меняться, перетекая друг в друга...
К примеру... Неисцелённый, заколдованный Кай в новых отношениях с Гердой – жестокий и холодный тиран. А получившая отставку Снежная Королева мгновенно превращается в жертву. И прочее по сюжету...
Давайте разберёмся? Хотите?
Прикоснёмся к персонажам известной сказки…
Снежная Королева (Контролёр или Родитель в зависимой, «мёртвой» схеме).
Персонаж Королевы (по сути родительский персонаж) – силовое, решающее лицо, угнетающее подчинённую жертву.
В её владении нет места свободным реализациям – там господствует единовластная хозяйская власть.
Возможности стороннего развития заморожены: ведь личность, вырастая, уходит (от матери) на свободу, а нуждается ли в этом царица? Кому тогда повелевать? Над кем царствовать?
Алгоритмы её владения, сохраняя заданный порядок вещей, очень односторонни.
Ледяное царство по сути метафорического значения не способствуют движению, жизни…
Кай (Жертва или Ребёнок в зависимой, «мёртвой» схеме).
Персонаж Кая – детский, зависимый персонаж полностью подчинён фигуре Контролёра-Родителя. Кай – безликая, аморфная Жертва.
Индивидуальность Кая, его уникальная проявленность (персональность) запрещены, заморожены.
Кай таков, каким удобен Королеве-Родителю. Ему определили, по каким законам жить, чему и для чего подчиняться.
Личности в омертвелом, замороженном царстве под огромным запретом. В ледяном государстве разрешены лишь функции, алгоритмы. Кай не чувствует, не живёт. По сути он – компьютерная программа…
Герда (Спасатель зависимой, «мёртвой» схемы).
И вот тут, как говорится, – почувствуйте разницу: Андерсен проповедует совсем другие значения…
Итак, не смотря на то, что этот персонаж по треугольнику Карпмана также, как и предыдущие, ставится под сомнение, в сказке Андерсена – это единственно живой и оживляющий других персонаж.
Сомнителен он вроде бы потому...
1. Что спасать его обычно никто не просит.
2. И что спасает он, якобы, для себя.
Но Спасатели Спасателям рознь и, если говорить конкретно о Герде (и той любви, которую она являет читателям), то по сказке мы знаем следующее…
1. К спасательству её сподвигает не корысть, а настоящее чувство, в противном случае она не отправилась бы в многострадальный, героический путь и не выстояла бы в назначенных испытаниях.
2. Спасая Кая, Герда исцеляет сюжет. А значит действует по высшему назначению.
Чем именно оживляется омертвелый, ледяной алгоритм?
– Искренней заинтересованностью маленькой героини.
– Её преданной и чистой любовью.
И, действительно...
1. Влияние Царицы остановлено.
2. Заколдованный Кай оживает.
3. И повсюду наступает весна…
Вместо заключения…
В текущий период времени у меня в терапии несколько случаев любовной зависимости клиенток, состоящих в отношениях с «замороженными» нарциссами. Все случаи абсолютно различны, их объединяет только одно: ледяная отчуждённость некогда дружелюбного Кая и мучительный путь страдающей в любви Герды... (Заметьте: не праздный, а высокий и героический.)
Раньше (под влиянием принятых в прогрессивном, независимом обществе постулатов) я бы работала на ослабление зависимости от Кая. (Чем не стратегия? Реальным Гердам не мешает внутренне повзрослеть.)
Вот такие осмысления рождает у меня метафорический треугольник гениального Андерсена.