Общение со стариками может протекать более мягко, если мы примем некоторые положения фактически как заповеди. Если пообещаем себе их не преступать, и будем верны своему слову.
Заповедь первая. Не реформировать стариков. В основе исполнения этой заповеди должно лежать понимание того, что протестовать против замысла природы наивно. Вы потеряете много сил и потерпите фиаско.
Уважение к природе и ее проявлениям в старческом возрасте помогут вам избежать многих мучений. Не стоит улучшать своих стариков. Не нужно пытаться их переубеждать, тренировать, наставлять и реформировать.
В лучшем случае, если у вашего старика «мягкий» и податливый характер, он согласится, но это согласие будет сиюминутным и никакого изменения в действительности не произойдет.
В худшем вы услышите: «Яйца курицу не учат».
Примите реальность и не испытывайте иллюзий, лучше ваши старики уже не станут. Так что оставьте наполеоновские замыслы «Не давать людям состариться».
Заповедь вторая. Не вовлекать в отношения свою детскую часть. Пришло время взаимодействовать с вашими родителями из позиции родителя и взрослого. Вовлекая свою детскую часть в отношения, вы нарываетесь на то, чтобы испытать обиду. Возлагая на родителя, которого покидают силы, ожидания, вы сами создаете почву для боли. Ваша детская часть имеет право на жизнь, но, увы, уже не при взаимодействии со стариком.
Заповедь третья. Подставь щеку. Эта заповедь дана нам в священном писании. Задумайтесь над ее смыслом. Подставляющий другую щеку – не мазохист. Это – глубоко мудрое действие. Так вы остановите насилие на себе.
Если на незаслуженный упрек или обиду старика, вы ответите ударом (уколом, упреком и пр.), вы затеете войну. Война может повлечь много жертв. Спустя время вы можете ужаснуться, как много вы потеряли во время боевых действий, и может случиться так, что даже не вспомните, с чего началась эта кровавая резня. Оставайтесь хозяином положения, не поддавайтесь сиюминутному гневу. Воюют с врагами. Перед вами ваши близкие и родные люди. Слабые и зависимые от вас.
Заповедь четвертая. Не толочь воду в ступе. Что случилось, то случилось, что сказано, то сказано. Не нужно постоянно возвращаться к «вчера». Оставьте «вчера» вчера. Научитесь быть со стариком в текущем моменте. Не стоит выяснять, что было, а тем более «кто виноват». Вы не знаете ответа? Вы виноваты. Да, так оно и есть, если вы затеяли или вовлеклись в выяснение отношений.
Заповедь пятая. Не сравнивать. Некоторым из нас в детстве не было ничего обиднее, как услышать: «У всех дети как дети, а ты у меня…». Помните? С некоторыми это случалось.
- Вот у Наташки родители молодцы, соблюдают диету, ходят в парк гулять, делают утром зарядку.
- Ну, так попроси, чтоб они тебя удочерили.
Если ваши родители сравнивали вас с другими детьми, которые более умные, талантливые, самостоятельные, скорее всего вы захотите с ними поквитаться. Не стоит этого делать. Это ваши родители. А у Наташки и ее спортивных родителей, поверьте, своих проблем хватает.
Заповедь шестая. Влезть в шкуру старика. Только будучи в шкуре другого, мы можем его по-настоящему понять. И по-настоящему проявить сочувствие. Смотрите на происходящее вокруг глазами старика (а глаза его, как правило, уже видят плохо).
Но будьте осторожны. Примеряя на себя шкуру вашего старого родственника, вы должны остаться собой. Только смотреть его глазами, только чувствовать, что чувствует он. Но если вы слишком срастетесь со шкурой, вас охватит жалость и бессилие.
Старики нуждаются в сочувствии, но не в жалости. Жалость делает всех недееспособными. Вам же предстоит примерять шкуру, чтобы понять. Но действовать, помогать себе и близкому вы должны из собственной шкуры, более сильной и здоровой, чем у старика.
Когда вы поймете старика, вы можете обнаружить, что недовольства и обиды, которые у вас на него были, исчезнут.
Заповедь седьмая. Не провоцировать. Вы знаете, с чего все начинается. Знаете слабые места своих стариков. Если знаете плохо, то вам предстоит их узнать. И обходить эти «места» десятой дорогой. И никогда о них не забывать, взаимодействуя со стариком. Если ваш старик с недоверием относится к лечению, как масло, попавшее в огонь, станет ваша фраза о том, что «Машкин недоумок поступил в мединститут». Любая провокация может вызвать бредовую реакцию. Так что не провоцируйте.
Если не отступаться от этих заповедей, ваше общение будет легче и приятнее, а Ваше самочувствие лучше.