Психологический порлат Psy-practice

Семейное пространство: определение и структура (Ч.1)

Семья является местом наиболее тесных и значимых взаимодействий между индивидами. Поэтому семья и оказывает наибольшее влияние на функционирование ее членов, в том числе, на личностное становление и формирование идентичности каждого. Это подтверждает исследовательница А.Шутценбергер, которая доказывает, что в семье психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена.
 
Для того, чтобы всесторонне исследовать, подробно рассмотреть и проанализировать понятие «семейного пространства», определить его смысловое наполнение и структуру, обратимся к концепции символического интеракционизма, что берет свое начало от социально-психологической системы Дж.Г.Мида и «психодраматической» теории Дж. Морено.
 
Концепция символического интеракционизма основывается на убеждении о том, что жизнь человека является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного приспособления.
 
Социальное взаимодействие (интеракцию) при этом рассматривают как то, что опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый участник предоставляет собственную интерпретацию. И символическими посредниками взаимодействия могут быть как слова, так и действия и предметы.
 
В своей модели Дж.Морено опирается на теорию взаимодействия в контексте игры, автор исследует человека, который «ведет игру» вместе с другими индивидами. Символическими посредниками взаимодействия в этом контексте можно рассматривать такие отождествления как «сценарий», «аудитория», «актер», «маска» и т.д.
Ключевыми понятиями в концепции символического интеракционизма и «психодраматической» концепции является понятие «интеракции» (взаимодействия) и «символа».
 
В свою очередь, возникновение символически опосредованного взаимодействия Дж.Г.Мид объясняет необходимостью координации поведения людей (из-за отсутствия надежных инстинктов), а также способностью человека к образованию и использованию символов. Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они приняты и интерпретированы группой. Понятие «мать», «отец», «хорошо», «плохо» и др. в своем уникальном звучании и специфическом смысле это результат интегральной интерпретации группой, откуда отдельный индивид эти значения и усваивает. Человек становится членом общества в силу усвоения им образцов и норм группового действия.
 
Таким образом, все взаимодействия (интеракция) индивида происходит на пяти уровнях:
1) внутриличностный уровень;
2) уровень индивид-индивид;
3) уровень индивид-группа (в этом контексте возможно взаимодействие с группой через отдельного индивида);
4) уровень индивид-общество (здесь также взможно взаимодействие с обществом через отдельного индивида и/или через определенную группу);
5) уровень индивид-«вселенная».
 
Таким образом, семейное пространство – это объективные условия (среда) существования семьи, именно оно обеспечивает осуществление процесса интеракций внутри первого, второго и третьего уровней.
 
Семейное пространство (как среда) включает в себя внутренние и внешние условия, которые служат своеобразными его «наполнителями». Внутренние наполнители – это особенности семьи, внешние – это влияние социума, культурно-исторические условия (четвертый уровень). Разнообразные условия и влияния не только обеспечивают функционирование конкретной семьи, но и определяют ее особенности.
 

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку