Психологический порлат Psy-practice

Работа с родом по мужской линии через сказочный сюжет "Дикие лебеди" Андерсена

Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Автор инициирующих текстов - г. Санкт-Петербург

Родовая программа, сценарий… Как с этим работать,  как относится к этой данности, ведь ты не виноват, не хотел, не заказывал такую судьбу?..

Как работать?
Например, через сказочный сюжет.
Как относиться?
Это вопрос выбора. И их минимум два. Можно, как к карме (неизбежной судьбе), а можно как к задачке / головоломке, которую нужно решить.

С детства нас трогают разные сюжеты. Какие больше, какие-то меньше!

И стоит им уделить внимание.

Моя позиция состоит в том, что сказка действительно и «ложь и намек»!

Важно отделить вымысел от реальности и понять, а о чем нам этот вымысел рассказывает.

Сказку (а она есть мудрая метафора коллективного бессознательного) никогда нельзя трактовать буквально и также применять ее к реальной жизни.

Сказка, есть ложь, НО с намеком о том, что мы можем сделать С СОБОЙ, какую работу выполнить, чтобы изменить качество жизни.

Каждая сказка – метафора психологических трудностей и их причин с которыми сталкивается человек в течение жизни.

Беда случается тогда, когда граница между вымыслом и реальностью размывается.

Когда терпят чудовищ, которые "бьют, значит любят", когда ждут фею, чтобы попасть на бал, отдав последнее, когда отказываются от личного голоса, ради иллюзорной безответной любви.

Но важно понимать, если сказочный сценарий работает в программе-минус, он может и работать в программе-плюс.

И с опорой на сказку, важно осознать задачи души и от труда внутреннего перейти к реальным поступкам.

Почему такая схема, почему бы сразу не начать действовать во внешнем мире?

Можно, но опыт многих людей показывает, что травма, сформировавшая сценарий срабатывает и действия не получаются или получаются «не такими» как хотелось бы.

Внешнее рождается из внутреннего, но и внутренняя работа требует внешнего подкрепления в виде действий (именно для этого на разного рода тренингах и в консультировании дают домашние задания).

Итак, если Вы решили работать с собой и своими программами, в том числе унаследованными, то вперед!

Предлагаю Вам разбор сказочного сюжета сказки Андерсена «Дикие лебеди».

Напомню, в этой сказке рассказывается о сестре и одиннадцати ее братьях. Как часто бывает в сказке все они королевской крови – принцесса Элиза и ее братья-принцы.

Но однажды их отец-король берет в жены (по сюжету мать отсутствует / умерла) женщину, которая оказывается ведьмой.

Сюжет весьма распространенный в сказках.

Мачеха пытается уничтожить детей и превращает братьев в птиц – лебедей, которые улетают из дворца.

Принцессе Элизе она сажает на голову, лоб и грудь жаб, с целью сделать ее бессердечной, глупой и некрасивой.



Но на Элизу ее колдовство не действует.



И все что она может сделать, это измазать девочку грязью доведя ее светлый облик до неузнаваемости.

Неузнанную, отец выгоняет ее из дворца.

Нередко и в жизни, в момент изменений ребенка, обнаруживая его «безобразие» родитель отрекается от него.

В чем выражается «безобразие» зависит от конкретного случая, порой это обнаруженное родителем отличие отпрыска, несоответствие его идеалам и ожиданиям, непохожесть на родителя.

Вообще момент изменения внешности в сказочном сюжете – примета инициирующего обряда.

На то она и ведьма, чтобы инициировать.

Элиза, обезображенная вынуждена покинуть дом.

Наступает момент, когда героиня встречает помощника в лице ворона, который и рассказывает ей о том, что случилось с ее братьями и главное как можно им вернуть человеческий облик.

Обращение в сказке (и в последствие возвращение человеческого облика заколдованному герою) очень важный мотив – мотив необходимой трансформации на пути обретения человечности, женственности/мужественности.

Символ трансформации части психики скрытой за образом, ее взросления.

Потому-то так важно понимать именно сказочный намек и не воспринимать его как действия в реальности.

Сказочный урок – урок / наставление души, - задача, приводящая к возвращению / обретению внутреннего сокровища или идентичности, что символизирует оборотничество в сказочных сюжетах.

Итак, наша героиня пускается на поиски братьев, вооружившись информацией по их спасению. Ворон рассказывает ей, что для того, чтобы вернуть человеческий облик, придется голыми руками рвать крапиву, растущую в особом месте (добирает позднее материал героиня на кладбище) и вить из нее нити для изготовления одиннадцати рубашек, в которые необходимо будет одеть братьев-лебедей.

Тема кладбища / особого места отсылает нас к теме смерти, предков, памяти рода.

Таким образом, мы обнаруживаем, что в памяти предков есть необыкновенный ресурс, который собственно и позволяет исцелить программы рода.

Сестра находит братьев не сразу, т. к. они, ее обнаружив с высоты птичьего полета не узнают.

И только младший из лебедей, тот, кто оказывается ближе всего к Элизе с детства, пытается узнать сестру в замарашке.



Вообще мотив младшего героя в сказке не случаен, младший – всегда особенный, это символ того малого, что необходимо герою для достижения цели. Младший - тот, кто не утратил контакта с душой.

Затем героиня встречает принца, который забирает ее в свою страну и женится на ней, не смотря на то, что та молчит, ибо обет молчания – гарантия спасения братьев.

Мотив молчания, не отвлечения на помощь другим (как в мифе об Эросе и Психее) также широко распространен в сказочном сюжете.

Это символ сосредоточения, кропотливой работы души, так необходимой для получения результата (трансформации).

Естественно, что такое странное молчание, да еще вязание/прядение (также символ инициации) не может не вызвать подозрений, хотя принц и верит Элизе, но его подозрения будят в нем «помощники».

Эпископ, застав Элизу на кладбище, после того, как братья по воздуху переправляют Элизу в «гамаке» в страну принца,



где он и делает ей предложение, спешит обнаружить перед принцем ее ведьминскую сущность.



Женская инициация предполагает идентификацию не только со светлой материнской стороной и с ее Тенью / ведьмой.

Чтобы обрести себя как женщину, нужно познать Тень матери (темную сторону материнства), через которую дочь приближается к своей собственной тени.

В сказке о Снежной королеве мы видим эту метафору в образах Атаманши-разбойницы (тень матери) и Маленькой разбойницы (тень Герды).

Но в отличие от Снежной королевы, это Тени живые, ресурсные, дающие агрессию и жизнь.

Через «колдовство» Элиза безболезненно соприкасается с собственной тенью.

Мать-ведьма – мать отвергающая, которую весьма сложно признать и обнаружить в себе, но любая мать бывает разной – она может и улыбаться ребенку и злиться на него и даже испытывать ненависть, например в случае сильной усталости, когда не чувствует поддержки.

Важно принять в себе это не отвергая, не идеализируя материнство.

Все мы получаем травмы от матерей, такова судьба, - без них не было бы ни исцеления, ни развития.

Эльза уже в момент, когда ее, оклеветанную, везут к месту казни (ведьм как вы помните, сжигают на кострах) почти успевает довязать последнюю рубашку и набросить все 11 на братьев-лебедей.



И лишь младшему достается рубашка с недошитым рукавом.

Самый любимый брат, самый малый – особенный.

Здесь можно распознать намек на то, что даже задача исцеления рода (в данном случае рода по мужской линии) не требует абсолютной идеальности (подобные истории отсылают на к Снежной королеве).

Человечность всегда немного с «изъяном», с чем-то, что я обозначила бы как индивидуальность.

В этой сказке важна и символика чисел, ведь одиннадцать братьев плюс одна сестра = двенадцать – число магическое, символизирующее целостность, завершенность – годичный цикл (встречается также в сказке «12 месяцев», «Золушка» и др.).

Так сказка символизирует способ достижения равновесия. Равновесие не равно-равно, а одно равно одиннадцать, или 10 братьев с двумя руками не равны одному с крылом.

Равновесие / целостность это неравенство.

Мужское не равно женскому, ночь не равна дню.

В этом смысле бессознательное - сказочное пространство, где все не так как в сознании, где 2+2=5.

Равенство предполагает особое состояние, где граница стерта, как например в дни осеннего / весеннего равноденствия.

Именно в такие дни потусторонние силы проникают в мир яви.

Героиня спасает братьев и снова обретает речь.

Дело сделано – можно говорить!

Конечно, принц ее понимает и кается в том, что не слушал свое сердце, а повелся на уговоры епископа.

Так и в жизни, мы нередко обкрадываем себя, слушая окружение, а не свою душу.
Используйте сюжет сказки «Дикие лебеди» (обратите внимание на название «дикие»!!!) для проработки родовых программ, особенно если мужчинам вашего рода не хватило силы, были случаи унижения женщин мужчинами в роду и т. п. Вспомните всех значимых мужчин рода и исцелите силой крапивы.

Остановлюсь на символизме крапивы. Не случайно в сказке крапива – способ снятия злой магии.

Действительно крапиве приписывают магические свойства, и помимо устранения порчи и колдовства рекомендуют использовать ее, когда необходимо измениться.

Согласитесь, чтобы рвать крапиву голыми руками, нужна недюжинная воля!

Крапива двудомная получила свое название не случайно, ведь на разных растениях несет разные цветки – на отдельном растении – мужские, на отдельном – женские.



Мне здесь видится тема невмешательства на противоположную территорию, ведь мать – делает (инициирует) женщиной дочь, а отец – сына, а не наоборот, хотя никто не отменяет значимость влияния родителя другого пола.

Ну и еще немаловажный аспект.

Крапива – богата витаминами, а значит имеет питающую силу и многие женщины знают, что она способна останавливать кровотечения.
В данном сюжете речь идет не просто о кровотечении (кровь – символ, связывающий нас с родом, про родных так и говорят «родная кровь»), а кровоточащей ране (травме, передающейся из рода в род).

В роду есть и боль поколений и тот, кто силой души останавливает «кровотечение», тот особенный герой, исцеляющий род.

Выполнив миссию он, как и Элиза может заняться своей личной жизнью.

Как отдельная личность, так род несут свои травмы, но мечта – сильнее травмы!

Сказки бывают разные. Некоторые предупреждают, например «Красные башмачки» (о лишении ног), но в большинстве в содержании сказочного сюжета есть не только предупреждение, но и ответ на вопрос, что необходимо делать (какую работу произвести над собой), чтобы разрешить трудность, разорвать цепь неприятностей и выйти из сценария.

Я с детства люблю сказки, верю в их силу и благодарю свою бабушку и маму за любовь к ним и вселенную, за то, что учит меня читать знаки.

Ну и, главное, помните, взяв в руки перо (может лебединое)) и бумагу, любой сценарий можно переписать.

Пишите свои сказочные сюжеты и воплощайте их в жизнь!


Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (1)

08.11.2020 22:11:58

Карма- это не неизбежная судьба (фатум, рок). Карма-это работа, которую в этом воплощении должен проделать человек.

Написать комментарий

Возврат к списку