Психологический порлат Psy-practice

Психосоматика и Фанни Каплан

Психосоматика и Фанни Каплан

Психоанализ когда-то начался с того, что Фрейд наблюдал и выслушивал истеричек. Если в общем, истерия - это хроническое невротическое заболевание с расстройством некоторых телесных функций и психического функционирования. Когда эмоциональные состояния и телесные симптомы - это и проигрывание, и рассказ какой-то истории, очень глубинной, часто ну очень надежно скрытой от сознания.

Психосоматика - область, где истерия "королева полей". Когда медики разводят руками: ну должно работать, особых органических поражений порой и нет, а вот не работает орган или система, или работают непредсказуемо, необъяснимо.
Когда перечитывала работы современных французских психоаналитиков о психосоматике и истерических телесных симптомах, перебирала персон, кто стал бы иллюстрацией. Фанни Каплан. Тут сошлось столько лучей психосоматической модели, что только успевай рассказывать. И про кризисы любовных отношений в первую очередь. Как это работает внутри психики и почему.

Любовь и истерия
Когда Фанни Каплан до революции была на каторге, в ее деле стояла пометка - "истерическая слепота". Которая то становилась полной, то зрение возвращалось до уровня, когда можно было видеть очертания предметов и даже что-то рассматривать с лупой. Каторга была пожизненная, да еще в Акатуе - для самых опасных преступников, гиблое место. Перспектив для лечения не было никаких. Но Фанни то и дело обследовали врачи. Во-первых, потому что на таких сидельцах и их интересных случаях можно упражнять свои врачебные навыки. Во-вторых, потому что Фанни была даже в тамошних условиях и своем состоянии весьма притягательной особой. Один доктор даже добился ее перевода из Акатуя в Читу, где лазарет получше. Да и каторжанке было всего 16 лет. Маленькая, 156 см, с роскошными волосами, которые не стригла, как другие нигилистки и революционерки, яркая еврейка-брюнетка с полуулыбкой.
Полудитя-полуженщина. И это очень важный пункт для понимания сути этой "ветви" психосоматики. "Истерия проявляется посредством пустоты идентификации", - пишет Висенте Паломера в "Этике истерии".
А Лакан, описывая Стадию Зеркала, отмечал отсутствие в настоящей глубинной истории истерика идентификации с Женщиной. Она как будто постоянно сомневается, а точно это так, а на самом ли деле. Какая-то ее часть в этом не уверена и настойчиво, с одной стороны, демонстративно заверяет в этом окружающих: смотрите, сколько во мне женского, и это, и это, и на это обратите внимание. С другой стороны, эта часть жаждет отражения своего образа от других: подтвердите, что я Женщина, ваши отклики заверят и успокоят меня. И здесь возникает другая важнейшая часть темы. Почему истерички часто становятся подобными своему возлюбленному. Они могут мимикрировать под его среду, искренне разделять его убеждения, увлечения, образ жизни, когда "твое" становится "моим". Как женщина надевает рубашку бойфренда, истеричка натягивает на себя идентичность мужчины, внешне оставаясь в рамках женской сексуальности, внутри же какая-то значительная часть ее, как Он. По Фрейду, у нее наблюдается нехватка нарциссической идентификации. Другой - тот банк, где от его нарциссизма и его более устойчивой идентичности она будет брать постоянный кредит для "латания" устойчивости своей системы. В обличии объекта (парадигмы его жизни и идентичности) истерик любого пола скрывается от себя настоящего. Кто я на самом деле, какой я - тема, которую истерик и знает, и не знает, и ищет, и бежит от нее.
Так и Фанни Каплан когда-то пошла за своим возлюбленным Виктором Гарским, стала, как он. И даже то, что она на допросах все брала на себя, было тоже из серии "его - это мое".

Эта ее любовь когда-то круто развернула ее жизнь, да и закончила. На завод, где было совершено покушение на Ленина, она пошла, по одной из версий, по записке Гарского. Они познакомились, когда ей было 15. С 14 она работала белошвейкой. Настоящее имя - Дора Ройтблат, девочка из бедной еврейской семьи, где было 8 детей. Отец, учитель начальной школы, сам ее в эту школу не пустил и занимался с ней дома. С Волынщины она отправилась на заработки в Киев, где в ателье и познакомилась с мастером швейных машин Витей Гарским, который был на два года старше. Ей 15, ему 17. И парень был очень мутным, замешанным в разных темных делах. Первое прозвище - Мика. Дора и Мика. Бонни и Клайд.
Он грабил поначалу швейные мастерские, за что в Одессе его знали как Сашку Белошвейника, потом магазины. Став анархистом, грабежами он пополнял партийную кассу. Затем эта отчаянная парочка оказалась в террористической организации.
В 1906 готовилось покушение на губернатора. Мика делал бомбу, к ним в гостиницу за ней пришел курьер. Дора тогда была с паспортом на имя Фейга Каплан (Фанни она станет позже на каторге, Фанни в переводе с еврейского "Фиалка"). Дора вынесла сверток с бомбой из номера, и раздался взрыв. Курьер погиб, ее контузило, Мика скрылся. При той контузии на самом деле глаза сильно не пострадали от осколков, скорее тело. Ее осудили на смертную казнь, Мику она не выдала. Потом из-за несовершеннолетия казнь заменили на пожизненную каторгу. И дальше важные даты. Диагноз "истерическая слепота" ей поставили только в 1908 году. Именно в то время, когда в Одессе за ограбление банка арестовали Мику. По арестантским телеграфам, конечно, она не могла об этом не знать. И сначала он вдруг на допросе рассказал, что тогда в гостинице все делал он, а она просто была его женщиной, просто вынесла бомбу. Дело возобновили, у Фейги-Фанни появился шанс увидеть свет белый. Но потом дело снова закрыли. И были слухи, что он отказался от своих слов.
Конечно, для нее все это было огромной трагедией. Из-за суицидальных разговоров и полной слепоты ее закрыли на два года в лазарете. И здесь стоит отметить важные моменты с точки зрения психоанализа.

Психосоматика
Тело и душа - это сообщающиеся сосуды, одно, но в разном, разное, но в одном. О психосоматике речь идет, когда психический регистр переживания не справляется, заблокирован. Душевные страдания столь значительны, что их уменьшение происходит за счет перемещения на тело. Телесная боль занимает место душевной боли. При этом исчезает эротическое тело - возникает страдающее тело. Глаза - несомненно эрогенная зона, связанная со скопическим влечением. Видеть - это большое удовольствие, иметь глаза - это иметь право на удовольствие.
При перемещении психической боли на орган происходит инвестирование его новым смыслом. Орган начинает сигналить не как зона с функцией наслаждения, а как зона с функцией "рупора", информирования.
Как отмечается во французском психоанализе, этика истерии - это этика нужды. Это история лишения. Лишения либидо, лишения связи с объектом, лишение через контакт с объектом в себе. И боль - это часто и хитрость психического через физическое. Тебя нет со мной, но ты со мной, ты - боль. И так же, как внешняя жизнь когда-то была организована вокруг объекта, жизнь начинает "закручиваться" вокруг болезни, боли, страдания. И это и разрушает, и консолидирует, так как становится новым организующим смыслом, сутью контакта с собой, с другими и с объектом, историей сохранения объекта.
В общем, слепота к Фанни то приходила, то уходила. За слепой каторжанкой ухаживала подруга, эсерка, племянница владельца табачной фабрики "Дукат" Мария Спиридонова. Она и взяла анархистку и под свой патронаж, и в поле своей партии.
Все изменилось после революции, когда Фанни увидела свет во всех смыслах. Ее освободили. Упоминание Каплан и изображение на общем фото было в газете "Искра" №17 1917 года в рубрике "Герои революции".
Она вышла на свободу и стала лучше видеть. Если бы она хотела после 11 лет каторги увидеть Мику, нашла бы его. Но она этого не делала. Партийные товарищи отправили ее в санаторий "Дом каторжан" в Евпаторию. И тут - новый виток ее истории. Новая жизнь принесла и новую любовь.

Крым
Хоть и есть мнение, что отношения Каплан и брата Ленина Дмитрия - всего лишь легенда, но есть и другие источники, которые подтверждают это. Например, Семен Резник, бывший редактор серии биографий "ЖЗЛ" написал об этом в Америке в 1991 году. Писали о "Доме каторжан" и Виктор Баранченко, работник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, и крымский историк Вячеслав Зарубин.
У Дмитрия Ульянова были две слабости - вино и женщины. При том, что был он очень талантливым врачом. В Крыму одно время он бесстрашно боролся с холерой.
К моменту приезда Каплан в Крым, Дмитрий Ильич только-только женился во второй раз. Увел жену у своего квартирного хозяина. ( Кстати, до работы санврачом в Евпатории он служил в Домодедово, где от него родила медсестра. Мальчика этого, кстати, впоследствии нашли, мать его умерла от холеры, и как родного его воспитала Крупская. Мальчик был какое-то время на положении "принца верховной династии", его охраняли, но следили, чтоб по партийной линии шагов не было).
Так вот новая жена Дмитрия Ульянова была далеко, а вот Крым с его веяниями того времени располагал к романам. Как пишут краеведы, в Евпатории после революции было как никогда либидинозно. Общество "Долой стыд" организовывало нудистские пляжи и "афинские вечера" (оргии для образованных людей), где часто видели и Дмитрия Ульянова. "Молодой, кровь кипит, тело смелое". И не одного, а с 28-летней Фанни Каплан. По городу она тогда из-за слепоты передвигалась или с ним, или с сопровождающими. Соратники отмечали, что зрение ее на курорте улучшилось.
И здесь важен не только лечебный эффект места, самого отдыха и положительных эмоций. При соматизации очень важной является способность пациента вернуться от эротизации боли в регистр наслаждающегося эротического тела. Тогда завершается горевание по нарциссической потере как изначального, так и вторичного объекта (про изначальные потери первичного объекта, заложившие матрицу, сейчас не буду). Так как снова объединяются эрос и танатос, разрушение, дезорганизация тела останавливаются. Либидо направляется не на фантазийный объект внутри себя, когда болезнь - это и репрезентация душевной истории, и связник с объектом, а на другой, реальный, и истерик получает новую идентификацию через новые отношения.
Дмитрий Ульянов отправил Фанни в Мекку слабовидящих - Харьков. До сих пор там есть клиника глазных болезней Гиршмана. Профессор Гиршман сделал Фанни операцию, и до слепоты зрение больше не падало, хотя полностью и не восстановилось.

После операции отношения доктора и пациентки разладились. Фанни уехала в Москву. Об истории покушения на Ленина сейчас не будем, официальная ее часть общеизвестна.
Про Мику. Гарского она встретила случайно на улице, они провели ночь в гостинице, после чего он уехал.
Есть данные о его карьере по партийной линии. Он был комиссаром продотряда на своей малой родине в Тирасполе. Его считали "человеком Сверлова". Тот назначил Гарского комиссаром Центрального управления военных сообщений - миссия знать все обо всем с правом быть везде. Репрессии обошли его стороной, Гарский дожил до 1956 года. Стойкий либидинальный объект.
А дело Каплан о покушении на Ленина было возобновлено Следственным комитетом РФ в начале 90-х. Вел его следователь-криминалист Владимир Соловьев, тот же, что и расследовал убийство царской семьи. Фото Каплан из его архива сильно отличается, что выдают по запросу поисковики. Историю любви Каплан и Гарского с упоминанием крымских событий экранизировали. В 2016 году фильм Украины "Моя бабушка Фанни Каплан" стал лучшим на фестивале в Лондоне.
 
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (2)

08.02.2019 09:54:06

Очень интересно. Прям - детективный роман с погружением в психоанализ.

08.02.2019 19:40:14

Потрясающая статья! Браво,Автор! Механизм возникновения и проявления психосоматики раскрыт блестяще -нестандартно ,на примере яркой исторической фигуры,при этом,доступно и ясно для читателя.

Написать комментарий

Возврат к списку