“Крест деревянный иль чугунный
Назначен нам в грядущей мгле
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле”
Булат Окуджава “Кавалергарды”
Пообещал – соврал!
Как часто вы берете со своих близких клятвенные обещания? Я часто. И до недавнего времени не задумывалась о том, что приучаю их врать и становиться предателями. Ведь я от них жду выполнения обещанного. А они вынуждены исполнять, не смотря на свои собственные потребности. Или не реализовывать обещанное и предавать.
Не нужно далеко ходить, чтобы вспомнить самые распространенные обещания в мире: обеты молодоженов, присяга военных, почивших пионеров, клятвы в суде, пацанское слово, всевозможные подписки, договора. Для большей уверенности, что обет не будет нарушен, его оформляют письменно, иногда заверяют у нотариуса. В непечатные времена, чтобы не возникло соблазна увильнуть, обеты закреплялись кровью. Предполагается, что нарушение клятв ведет к наказанию: физической расправе, тюремному заключению, денежному взысканию или муками совести, вины и стыда.
Важность некоторых обещаний несомненна, потому что влечет за собой последствия, связанные с жизнью других людей. Человеческий фактор, который закрепляет надежность обещаний – ответственность. Но даже будучи трижды ответственными, мы не перестаем оставаться людьми. Чувствительными, с потребностями и непредсказуемым течением жизни.
А как бывает с людьми? Вспомните хотя бы тех, кто обещал вам вернуть деньги. О своих, пропавших без вести должниках, я уже и не думаю. Исчезла всякая надежда на встречу с ними и своими деньгами. Но тогда, в момент устной договоренности, сегодняшние должники, обещали мне, что вернут всю сумму в оговоренный срок. На тот момент все были уверены в честности сделки. Со временем что-то изменилось.
Вот еще одна, заранее обманная клятва - обет молодоженов. У алтаря они клянутся в вечной любви и верности. А это что ни что иное, как подножка доверительным отношениям. Ее возможно избежать. Супружескую клятву можно сделать честной. Обет нужно модифицировать, чтобы не связывать брачующихся кандалами невыполнимых заверений. И не пить на свадьбе коктейль из шампанского с виной, обидой, разочарованием и всем тем, с чем можно столкнуться молодоженам в будущем. Новая, честная клятва, может звучать так: прямо здесь и сейчас, я намерена/намерен оставаться с тобой в болезни и здравии, любви и согласии, богатстве и бедности. Прямо сейчас я хочу чтоб так было всегда, но не знаю как это будет потом. Никто не знает.
Вот как все устроено. Наша жизнь происходит в «здесь и сейчас». Не вчера, не минуту назад и не завтра. Свои выборы мы совершаем в текущий момент времени. Прямо сейчас. Нам, людям, свойственно опираться на прошлый опыт. Он становится частью нас. Формирует нашу идентичность. Его невозможно удалить одним нажатием клавиши или усилием воли. Мы сегодняшние и есть дизайн нашего прошлого опыта.
Жить в прошлом, как и в будущем, физически получается только у героев Герберта Уэллса. А пока машина времени не стоит в каждом доме, мы живем сию минуту. И каждый раз когда мы просим другого - пообещай, то заставляем его врать. Потому что завтра буду иная я. У меня будут новые актуальные потребности. Возможно завтра, я вовсе забуду о просьбе, а фокус внимания сместится на что-то другое, более актуальное. Или не забуду, но те, кого я о чем-то просила, тоже изменятся и передумают выполнять обещание. Они будут правы. Ведь в момент обещания, люди и правда верят, что все исполнят. Но заверение остается в «там и тогда». Туда вернуться можно только в воспоминаниях. Я бы не стала им верить.
Прошлое изменчиво. На него влияет настоящее. Например, если в настоящий момент ваша жизнь наполнена грустью и тоской, то отношения с родными в прошлом, могут казаться неблагополучными, а себя вы увидите обделенными родительской теплотой. И наоборот, если прямо сейчас вы счастливы и радостны, то прошлое предстанет перед вами в совершенно ином свете. Радужным.
Поэтому, когда я в порыве страсти требую от родных обещаний – они обучаются лгать. Невозможно проконтролировать будущие обстоятельства. Клятвенное заверение создает иллюзию контроля. Снимает напряжение, тревогу, успокаивает.
Как в начале второй главы «Собора парижской богоматери»: « - Всемилостивейшие господа горожане! - крикнул он во весь голос толпе, все еще продолжавшей его освистывать. - Мы сейчас начнем!…Любопытно, что вся эта возбужденная толпа теперь ожидала начала представления, благодушно положившись на слово комедианта. Вот новое доказательство той вечной истины, которая и доныне каждый день подтверждается в наших театрах: лучший способ заставить публику терпеливо ожидать начала представления - это уверить ее, что спектакль начнется незамедлительно.». Виктор Гюго что-то знал о том, как работают обещания. Их можно давать бесконечно.
Мои дети часто говорят: я больше так не буду. И я им верю. Потому что сама научила их так говорить. А потом малышня снова чудит и снова обещает, а я снова им верю. Очарование - разочарование. Вот что происходит. Надежда - обман. Это может продолжаться до тех пор, пока я не остановлюсь и не выберу другую форму исправлять детские ошибки. А не буду продолжать апеллировать к «но ты же обещала». Корме стыда и вины в этом мало полезного.
И все-таки, мы способны менять свое прошлое. Оно может приобретать любой цвет, это зависит от того как мы сейчас раскрашиваем его. А любое данное обещание может раствориться в течении жизни.
Мы живем сию минуту. Помните об этом, когда будете требовать от кого-то клятвенных обещаний.