Не получив признания своей женственности от матери
девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены
искать это признание у других объектов
Из текста статьи
Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". У сказки, как и у любого произведения, есть много фокусов анализа. Я в своей статье рассмотрю лишь психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой. Эта тема довольно часто встречается и в других сказках. Схожие мотивы обнаруживаются в сказке "Белоснежка и семь гномов", "Десятое королевство" и др. Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны).
Не буду повторять сюжет, он всем известен. События сказки происходят довольно быстро до того момента, когда в царской семье подросла Царевна. С этого момента начинается подробное описание жизни героев и их взаимодействие. Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.
Итак, девочка созрела:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов - матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.
Задача отца - заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.
Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.
Задача матери - принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) "милее, румяней и белее..." матери.
Подарок подрастающей девушке от матери - признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью "Я-женщина".
Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.
В сказке эта невозможность отражается через усиление - мать не родная, а мачеха. Замена матери на мачеху - достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается "психологическая неполноценность", несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.
Этого не может сделать Царица в нашей анализируемой сказке - мачеха дочери-царевны.Она, в силу своих личностных особенностей, не в состоянии передать такой подарок подрастающей Царевне. И ее яблоки отравленные.
В мачехе-царице угадывается нарциссичесая структура личности. Несмотря на ее реальную красоту и ум
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Царица не является самодостаточной и уверенной в себе женщиной
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Она постоянно нуждается в поддтверждении своей неустойчивой самооценки
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
В качестве подтверждения ее женской идентичности она регулярно обращается к Зеркальцу, как сэлф-объекту, значимому для Царицы
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
Зеркальце не простое, а волшебное. В чем суть его волшебства? В сказке волшебство зеркальца проявляется в том, что оно может разговаривать. Думаю важнее здесь то, что зеркальце живое. Живое, то есть имеющее собственную волю, обладающее собственной активностью, а не пассивно отражающее все что в него попадает.
Увидеть себя в живом зеркале значит посмотреть на себя глазами Другого. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.
Лишь глядя в глаза Другого (в данном случае живого зеркала) мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.
Царица регулярно обращается к зеркальцу с целью подтверждения своей неустойчивой женской идентичности.
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
Получив очередную порцию признания собственной женской привлекательности от значимого объекта, царица впадает в грандиозный нарциссический полюс:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Однако время неумолимо идет - царица начинает терять свою прежнюю красоту, а подрастающая Царевна становится краше с каждым днем. Красота и молодость падчерицы являются немым укором, символизирующим неумолимость времени и его последствий - красота и молодость Царицы не вечны. Это вызывает у нее чувства ревности и зависти и актуализирует конкуренцию с Царевной. И однажды привычно обратившись к зеркалу она не услышала от него слов подтверждения своей несравненной красоты.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
Этот момент является сложным в жизни каждой женщины. Красота и молодость подрастающей дочери является свидетельством неизбежного увядания и старости ее матери. К дочери появляются противоречивые чувства любви-ненависти.
Не получив привычное подтверждение собственного превосходства, царица в ярости бросается на сэлф-объект.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
И впадает в нарциссическую ярость
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
Не желая принимать реальность происходящего, Царица в качестве психологической защиты использует непринятие реальности и обесценивание. Она обвиняет зеркало во лжи:
"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Далее следует обесценивающий текст в отношении своей падчерицы:
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Не получив признания своей женственности от матери, девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены искать его у других объектов. И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.
Получив отравленной яблоко в сказке (символически означая неполучение подтверждения своей женственности), царевна умирает. Но ее смерть, даже в сказке не является буквальной.
Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
По сути, речь идет о психологической смерти - как неспособности полноценно жить и утверждаться в своей женственности.
Однако, ее жених - королевич Елисей - совершает ряд усилий для спасения своей невесты. И получив поцелуй от любимого, царевна оживает, просыпается от долгого сна.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В сказках с помощью этого (поцелуй любимого) часто удается вернуть к жизни "условно мертвых" девиц. До этого, ее избраннику приходится преодолевать многие препятствия и совершать бесчисленные подвиги.
В реальной же жизни далеко не каждый королевич Елисей (Иван-Царевич и т.д.) способен на такие подвиги с целью оживления мертвых царевен. Да и не их это дело, как мне кажется. В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки. И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело. Ведь проклятье наложено другим (матерью).
Однако "колдовство" матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная), либо это может произойти посредством обряда женской инициации. К сожалению, в современном мире инициации (женские и мужские) чрезмерно упростились и формализовались и перестали выполнять свои изначально заложенные в них функции.
В реальной жизни такой феей крестной может стать психолог.
Вернемся к нашей истории. Не выдержав сравнения не свою пользу, царица получает нарциссическсую травму и впадает в противоположный полюс - ничтожности с нарциссической депрессией. В сказке этот факт преувеличивается до реальной смерти последней.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее "по наследству", так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.
И теоретически им можно помочь. Но в реальности есть много препятствий - неосознавание своих проблем, как проблем психологических, непринятие своей ответственности в воздействии на близких, нежелание что-то менять в своей жизни...
ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Несомненно, что описанный в тексте период является кризисным для женщины-Царицы. С разной степенью осознанности ей приходится встречаться с переживаниями неумолимости времени и неизбежности собственных изменений под влиянием его непрерывного течения. У женщины, вступившей в этот период жизни, возникает несоответствие между образом Я (идентичностью) и теми телесными и социальные изменениями, с которыми она неизбежно сталкивается. Ее образ Я отстает от реальности, не успевает так быстро перестроиться. Такого рода кризисы в психологии называются кризисами идентичности.
И в этом нет ничего страшного и опасного, если не игнорировать «вызовы реальности», а встретиться с ними, осознать их, прожить и измениться. Кризисы идентичности всегда связаны с качественной и глубокой ревизией и перестройкой личности – ее ценностей, смыслов, корректировкой жизненных целей и задач. Безусловно, лучше это делать с помощью специалиста, но, тем не менее, обладая навыками самоанализа и определенным уровнем рефлексивности, а также при поддержке близких людей можно успешно преодолеть самому этот непростой период в жизни.
Вот некоторые советы для этого:
- Не закрывайте глаза на происходящие изменения в своей жизни, принять их как данность, неизбежность и «нормальность»;
- Примите с достоинством и мужеством факт созревания своей дочери и увядания собственной красоты как неизбежной данности жизни;
- Не рассматривайте свою подрастающую дочь как объект для сравнения и конкуренции, не завидовать ей, радоваться ее расцветающей женственности и красоте;
- Учитесь находить достоинства и прелести своего возраста. Телесная красота не единственное достоинство женщины;
- Пересмотрите и осознайте систему ценностей и смыслов своей жизни;
- Наметьте новые цели и жизненные задачи в соответствии с изменившимися ценностями и смыслами;
Важно помнить, что возрастные кризисы жизни – это точки роста для человека, не закрывающего глаза на реальность происходящих изменений. Осознание и принятие «вызовов» реальности позволят ему уточнить и скорректировать образ Я, найти в нем ресурсы и источники для радости.
P.S. Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически "мертвых" царевен, но и для их матерей - "мертвых" Цариц.
Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу.
Скайп Login: Gennady.maleychuk