Прежде чем строить свою версию происходящего с Другим,
необходимо допустить, что другой человек - Иной.
Я нередко сталкиваюсь в своей практике и жизни со случаями, когда люди путают проекцию и эмпатию.
Думая,что эмпатируют Другому, люди часто на самом деле проецируют. "Я всегда думала,что я эмпатичная, а оказалось что это вовсе и никакая не эмпатия!" - в сердцах восклицает моя клиентка, запутавшаяся в перипетиях зависимого общения со своими близкими.
Из опыта супервизии могу утверждать, что такого рода путаница зачастую присутствует не только у людей, не связанных с терапией, но и у терапевтов. Нельзя при этом однозначно утверждать,что Проекция - бесполезный и даже вредный механизм, мешающий эффективной работе терапевта, искажающий процесс понимания клиента. Проекция в случае осознанного ее применения терапевтом может помочь ему приблизиться к лучшему пониманию клиента.
Проекция как терапевтический инструмент нужна в работе психотерапевта в том случае,если у клиента есть сложность в распознавании и предъявлении своего психического материала. В этом случае осознанно проецируя, психотерапевт может помочь клиенту увидеть и "опознать" в себе плохо осознаваемые феномены своей психической реальности.
Но для использования такого рода терапевтической проекции есть ряд правил, основным из которых является понимание терапевтом того, что его проекция - некоторая терапевтическая гипотеза, не более, которая может иметь отклик в душе клиента, а может так и остаться в разряде " терапевтического бреда".
Попробую развести эти два феномена - проекцию и эмпатию. В обоих механизмах восприятия и понимания другого человека присутствует идентификация. Именно через идентификацию с Другим у нас появляется возможность понять его. Однако идентификация по-разному "работает" в проекции и эмпатии. Далее по тексту я буду называть идентификацию,присутствующую в проекции, - проективной идентификацией, а идентификацию в случае эмпатии - эмпатической.
Для начала скажу пару слов о том, что характерно для идентификации. При идентификации происходит процесс отождествления Я с Другим. Это то общее, что есть и в проективной, и эмпатической идентификации.
В чем же тогда отличие? В проективной идентификации Я приписывает Другому свои аспекты психической продукции - чувства,желания,фантазии и др. При этом происходит полное слияние Я с Другим, граница между ними исчезает.
В эмпатической же идентификации есть Я, и есть Другой, и возможен диалог между ними. В проекции нет Другого, там есть Я в Другом, проекция по своей сути монологична. Для того, чтобы заметить Другого, надо слушать,смотреть,спрашивать. В проекции человек ставит себя на место Другого, полагая, что то, что он переживает, и есть переживания Другого. И в итоге часто начинает спасать его, причиняя ему добро по своему усмотрению.
Так можно легко угодить в Ловушку проекции и стать спасателем как в жизни, так и в психотерапии. Попадая в такого рода ловушку, человек/психотерапевт совершает две ошибки, не допуская, что:
Возможно Другому нужно, чтобы его выслушали, дали обратную связь, заметили и пр. Единственным способом адекватного видения Другого является использование в контакте феноменологической позиции. Феноменологическая позиция предполагает активное включенное слушание - видение Другого.
Прежде чем строить свою версию происходящего с Другим необходимо:
И тогда возможно что у вас появится интерес к нему и вам захочется спросить Другого:
И уже после этого продолжать выстраивать с ним контакт, ориентируясь на его реальность, а не на свою проекцию этой реальности. Проективная же идентификация по сути - монолог. Находясь в монологической позиции, невозможно услышать/ увидеть Другого.
В монологе есть Я и эхо от Я. Другого там нет. И нет контакта с Другим. Есть лишь контакт со своим спроецированным в Другого Я.