Джеймс Хилман в своих лекциях о Чувствующей функции пишет-
«Эрос является атрибутом союза, привлечения, привязанности, связи, взаимоотношений, увлеченности, связывающих людей друг с другом. Он имеет свои корни в желании и таких специфических аффектах, как непреодолимое влечение, сжигающая страсть, воспарение, умирание; его специфические символы: крылья, стрелы, дитя, огонь, лестница.,..»
«Эротический принцип активен и целеустремлен; проповедовать, учить, странствовать, вести души к искуплению, а героев и мужей к судьбоносным испытаниям, поражать плоть стрелами, Эрос воздействует на мир и на душу. Вне зависимости от того, в каком направлении происходит движение: снисходит ли свыше благодать или душа стремится ввысь от несовершенства к совершенству, эрос в каждом контексте, христианском или любом другом, остается духовным творческим мотором, первичной движущей силой.»
Мне бы хотелось выделить влияние Эроса на разных возрастных этапах личности.
В разном возрасте Эго человека находиться в поле того или иного Архетипа. Так, в младенчестве и детве правит архетип божественного ребенка и энергия эроса направлена на игру, познание мира, встрече с этим миром, выстраиванию объектных отношений и всему тому, что проходиться и ассимилируется личностью ребенка на этом этапе. К пубертату мы имеем уже более сформированную личность и в силу вступает Пуэр и Пуэлла, наступает время максимальных достигательств, но еще не достижений, поиска самоопределения, выбора отношений и партнера, буйство энергии. Эрос включается как батарейка, все видится категоричным, острым, однозначным. Затем наступает стадия зрелости и Эго входит в поле Анимы-Анимуса. Наступает время оценивать достигнутое, выполнять обещания, данные самим себе, реализовывать мечты и что важно выстраивать глубокие эмоциональные привязанности в виде отношений с близкими людьми, и учиться принимать партнера как отличную от себя личность. Эрос получает гетереэротическую направленность. Дальше на мой взгляд в поздней зрелости должен прийти Сенек, как мудрец, наблюдающий и принимающий мир, таковым, какой он есть. Без желания вмешательства в мир и его изменения. При этом опыт полученный в каждом из возрастов и в поле каждого из архетипов не канет в лету, он остается ассимилированным пространством, энергией во внутрепсихической структуре личности.
Так складывается в теории, и в этом случае энергия эроса течет и развивается от буйной силы, меняющей и познающей мир в спокойное принимающее пространство, наблюдающей мир. Эрос перерождается из огня в свет.
В своем докладе мне бы хотелось затронуть вопрос современных тенденций в отказе от перехода от огня к свету. Ловушка Эроса, для меня заключается в зацикливании энергии Эроса на самой себе, без перехода к новым идентичностям. Чаще, на мой взгляд это происходит на стадии, где правит пуэр. Эрос бьёт ключом, в человеке сохраняются идеи идеализации, максимолизма и очень критичное отношение к миру. Получается движение ради движения, эдакие крысиные бега в колесе, и эрос служит лишь увеличению скорости. В нем нет остановок и умираний. Человек застревает в одной идентичности, причём с гомоэротической ориентацией. Где существует страх принятия отличного от меня самого и без изменений, и с постоянным желанием что-то делать, в таком случае мир невещественного теряет свой смысл.
Мы можем пронаблюдать это на разных отраслях жизни личности. В партнерских отношениях это превращается в бесконечный поиск партнера, совмещенный со страхом встретить иное, не такое как я. В пример мне хотелось бы привести фильм «Новизна» реж. Дрейк Доримус. В нем иллюстрируются современные отношения, где партнер находиться через интернет приложение в пару кликов, не нужно прикладывать никаких усилий, всё быстро и просто. Это всегда своеобразная рулетка, в жизни партнер может оказаться совсем не тем. В картине можно наблюдать историю молодой пары, которая, не смотря на возникновение эмоциональной привязанности друг к другу, испытывает постоянную потребность в новизне, новых и не продолжительных отношениях, не влекущих за собой глубоких чувств, а соответственно и ответственности за них. Страх попасть в зависимость, заставляет убегать от близости и привязанности. Зацикленность Эроса вокруг самого себя рождает гомоэротичное и нарциссическое любование собственной персоной. при этом в тени остается столкновение с инаковым, другим. Подобное зацикливание выстраивает частокол нарциссических защит таким образом, что Тонатосу нет возможности обрушить пуэральную идентичность через столкновение с инаковы, Эрос оказывается в ловушке и ловушкой становится он сам, не позволяя и в личности родиться чему-то новому. Отношения формируются на основе созависимости от постоянной новизны и очарованности. Но в определенный момент может наступать исцеляющее разочарование, может удастся развеять морок иллюзий о самом себе и партнере, увидеть друг друга реальными, без прикрас первичной влюбленности и не следовать за поиском этого же первичного ощущения. А выстаивать глубинную эмоциональную привязанность с принятием отличий и не совершенность друг друга. Так пуэральная Персефонане не расстается с невинной наивностью в окружении нарцисизма Диметры. И только сталкиваясь с жёстким Анимусом в лице Аида получает возможность рождению новой идентичности, уже не пуэлы, а женственной Анимы.
Другим полюсом закальцовывания Эроса на самом себе может быть отказ от отношений, где Эрос превращается в водоворот тревог, страхов связанных с отношениями. В принципе, отношения как таковые, могут быть опасны. Мужчина воспринимается в истории женщины, как тот, кто может просто помочь ей решить вопрос с ребёнком. Словно Зевс для Диметры, пришедший, силой овладевший ею, и на этом все, дальше отношения вновь с собой подобным. И у пациентки формируется фантазия, что родить она должна обязательно девочку. "для себя". И вновь мы можем наблюдать гомоэритизм в отношениях, где есть только я и любое инаковое вытесняется и остается не принятым. Может ли в этой истории сменяться идентичность.
Говоря об отношениях Персефоне и Диметры, мне бы хотелось затронуть тему материнства с точки зрения закальцовыванного Эроса. Подобный процесс исключает естественное для любого живого организма и психики стремление к смерти, как к обнулению и трансформации идентичности. Здесь появляется только лишь стремление к вечной жизни, вечной молодости. Что и происходит с Диметрой, пока Персефона рядом. Мир вечно расцветает, и вновь обретенная материнская идентичность становится единственным смыслом и знаменем в отношениях со всем миром. А это не позволяет растущему ребенку сменять поле своих идентичностей, и он заключен в тисках вечного младенца. В нем не растер Пуэр, Анимус и Сенекс, так как грандиозное родительское Имаго не поддается разочаровывающим сравнениям. Здесь мать пытается вновь и вновь родиться через ребенка и отражаться в нем бесконечно, исключая самого ребенка, его нормальный нарциссизм и стремление к сепарации. Он существует только как материнская проекция. Любые попытки выйти из этой проекции блокируются дикой материнской тревогой. Так мать крадет личностные достижения ребенка, все что он делает это не просто принадлежит ей, это она, ее нарциссическое расширение. Ребенку предлагаются бесконечные развивающие занятия, чтобы мать чувствовала себя хорошей или даже идеальной матерью, он должен сразу всё уметь, мочь и быть безраздельно ее собственностью. Тогда она хорошая, а ребенка нет. В тени остается сепарация и материнское одиночество, возможность просто прибывать с ребёнком и затем, при его взрослении и отделение прибывать с собственной жизнью. И опять ловушка материнского эроса заключается в невозможности принять иное в своем ребенке, и партнер из таких отношений тоже исключается, ему просто нет места. При этом, если ребенок остается вечным дитя- мать вечно молода и прекрасна. Каково же может быть разочарование при столкновении с реальностью, одиночеством и опустошенной личной жизнью.
Впрочем, может заняться и другой полюс отношений с ребенком, где он оказывается абсолютно заброшен и не нужен, где не формируется привязанностей и страх матери оставляет ее только в одной роли пуэллы, материнство полностью исключается.
Но если отказываться от идеи материнского всемогущества и нарциссизма, возможно выстраивание отношений с ребенком, как с отдельной личностью, при этом и собственная жизнь матери вне ее материнства будет иметь ценность и наполненность.
В отношениях с самим собой заключенность Эроса в гомоэротиченую и нарциссическую ловушку в итоге приводит личность к единственному полюсу принципа удовольствия. Словно младенец, человек признает только удовольствие. Если условно назвать принцип удовольствия-хочу, а принцип реальности, выдвинутый Фрейдом в работе «По ту сторону принципа удовольствия» назвать условно -надо, в личности, при их взаимодействии может родиться трансцендентное могу! Вытесняя в тень принцип реальности, Эго не способно к ассимиляции реальности и могу не рождается. Получается, что личность живет с установкой, я ничего не могу, но всё хочу. Пребывание с миров внешним и внутренним, в таких случаях не может быть наполнено эросом в его первозданной природе, оно становится такой обманчивой зеркальной оболочкой энергии жизни.
Уже долгое время можно наблюдать огромный рост тренингов личностного развития или ещё круче магов чародеев, обещающих жить вечно счастливо и гармонично, получать быстрые и волшебные результаты, нужно только захотеть и мир даст тебе всё! Это прям становиться лозунгом современного отношения с миром. Но на выходе из подобной работы над самим собой остается невыносимая фрустрация и горечь будничных, реальных дней. В которых нет бесконечного праздника, волшебного избавления от страданий и человеческая природа, движимая принципом удовольствия, влечет обратно в праздник, в вечное хочу. Эго не укрепляется, а становится зависимым и как ненасытный алкоголик ищет новую возможность получить волшебный результат, так и личность вновь и вновь все свои ресурсы, моральные и материальны, относит магам и чародеям. Переживание фрустрации воспринимается как нечто сугубо отрицательное и лишнее в жизни человека. А ведь именно периоды страдания позволяют переосмыслять и трансформироваться. Аналитическая работа должна быть направленна на то, чтобы помогать пациенту различать инфантильные желания Эго и более зрелые устремления, требующие усилия и усердия в реальном мире, при этом приносящие подлинное удовлетворение. Переживание оптимальной фрустрации, не разрушающей, но и достаточно сильной, можно научится предпринимать активные шаги по достижению желаемого, при этом не исключая реальности.
Закончит мне бы хотелось цитатой Марии Луизы фон Франц.
Если человек может терпеливо ждать, со временем самые глубинные мотивы и потребности постепенно становятся более понятны, и из самого центра психики на смену импульсивной одержимости аффектом приходит некоторое спокойствие и уверенность, которые делают возможным ответственный шаг или решение. ".