Если в семье есть повторяющиеся измены одного партнёра, а другой смиренно продолжает терпеть такое положение дел — это серьезный повод задуматься о скрытых, бессознательных мотивах деструктивного самопожертвования.
У изменника тоже имеется определенная роль, однако в этой статье речь пойдет про Жертву.
Отто Кернберг описал патологическую мазохистскую страсть как влечение к человеку, не отвечающему взаимностью.
Если, например, в семье изменяет муж, а жена продолжает с ним отношения, построенные на самоуничижении, а ещё и говорит о своей любви к нему, к тому, кто всё время держит её на дистанции, по крайней мере эмоциональной, или лишает сексуальной близости, морально садирует, то можно сделать вывод о мазохистической направленности её личности.
В отношениях таких партнёров происходит по умолчанию садомазохистская игра, хоть они могут её и отрицать, поскольку процесс протекает неосознанно.
Например, муж, зная, что у его жены роман с другим, не только не пытается пресечь её связь и выйти из деструктивных отношений, даже напротив, — это подстегивает его страсть, он начинает во многом угождать жене, дарить подарки, добиваться её внимания, близости.
Более того, муж может получать мазохистское наслаждение, наблюдая за отношениями партнёрши со своим соперником. Эта ситуация может являться неким отголоском детской травмы, напоминающей о том времени, когда ребёнком он был вынужден конкурировать за любовь родителя с сестрами, братьями или кем-то ещё.
Например, в детстве он мог наблюдать украдкой, как мать с отцом занимаются сексом, и испытывать ревность, отверженность, скрытое желание быть посвященным в игру взрослых.
Косвенно, в фантазиях, у мужа могут разворачиваться отношения ещё и с соперником, на котором может произойти невротическая фиксация.
На ряду с данной скрытой выгодой мазохистский муж ощущает моральное превосходство праведника над грешными изменниками, и получает возможность контролировать жену с помощью чувства вины.
Поскольку у человека с мазохистичным паттерном существует запрет на выражение гнева во вне, гнев направляется на себя в виде саморазрушительного поведения (самоповреждений, переедания, употребления алкоголя, депрессии, нарушения сна и т.п.).
Жесткий внутренний цензор подавляет агрессивные импульсы, что нередко становится причиной навязчивых мыслей неприличного содержания и импульсивных побуждений нарушить внутренние запреты.
Эти порывы усиливают чувство вины и приводят к совершению действий, которые символически аннулируют, искупляют вину: занятия благотворительностью, угождающее поведение, дарение подарков и т.д. Вместе с этим, человек убежден, что должен понести наказание, и воспринимает садистичное отношение партнёра как нечто заслуженное.
Когда, например, мазохиситский муж разоблачает измену жены, он испытывает, с одной стороны страдания, а с другой - большое внутреннее облегчение и избавление на какое-то время от чувства виновности.
Период неверности активизирует в нем всю гамму как отрицательных, так и положительных эмоций.
Мазохистичный партнёр, как правило, остается равнодушен к тем, кто хочет добиться его расположения, к тем, кто доступен, с бесконечной уничижительной тягой к недоступному и нарциссичному "идеалу".