Я предлагаю не мнить себя сейчас человеком возвышенно – разумным (кстати, перед кем мы успели возвысить себя?), а обратиться к природным моделям поведения. И посмотреть, что показывает и говорит природа. Никто же не будет спорить с тем, что все мы на этой земле – дети природы. А человек, вопреки некоторым привлекательным версиям, - вовсе не из космоса.
Теория Дарвина при всей своей «не идеальности» научного опровержения пока не получила. А это значит, что давним предком человека вероятнее всего с точки зрения наибольших совпадений в ДНК является шимпанзе. Шимпанзе – стадное животное, существуют группами по 10 и более особей. Что это значит в контексте начатой темы?
А это значит, уважаемый высокоблагородный читатель этой статьи, что обыкновенная человеческая природа подразумевают стадность! Знаешь такую науку, как социология? Знаком с психологией поведения толпы? – Все это как раз о нашей стадной психологии. И заключается эта психология в банальной зависимости от поведения ближайшего сородича. Мы часто настолько зависимы, что даже не замечаем этого. Оно и понятно! Природная зависимость в нашем случае – залог выживаемости.
Таким образом, с большой долей вероятности (за не очень частым исключением) родила мать природа человеческую личность – «бараном». И тогда можно говорить о такой болезни, как зависимость от общества. И дело даже не столько в самой психологии, сколько в том, что сама природа создала некие механизмы стадной выживаемости (в случае с баранами) и самостоятельной жизнедеятельности (кошка, которая гуляет сама по себе).
Как в человеке может проявляться психология толпы
Типичный представитель стада во всем как бы «состыковывает» свое поведение с предполагаемой реакцией толпы. Проявить себя, непохожего на других, всегда опасно, потому что за любое несоответствие взглядам толпы тебя могут выгнать из стада, а в ситуации дикой природы это означает смерть. И не надо думать, что мы находимся в цивилизации, и все это прошлый век. В природных механизмах такое слово, как «цивилизация» отсутствует. Нет такой программы, которая бы отвечала этому понятию. Поэтому все реакции производятся с точки зрения именно дикой природы. Почему смерть? И что означает «выгнали из стада» в диком лесу? Во-первых, для барана стадо является залогом безопасности (иногда оно защищает от хищников, особенно, если герой находится в середине толпы). Во-вторых, стадо это коллективный разум, который всегда кажется больше и круче, чем собственные мозги. В-третьих, в стаде ты можешь спокойно поспать (в толпе всегда есть роли, например, охранники, сторожа, которые бдят общественный сон), а сон – это необходимая составляющая любой жизни. В стаде кто-то может позаботиться о твоих детях, пока ты занят. Принципы сосуществования в стаде построены на взаимовыручке: ты мне – я тебе. Таким образом, толпа для стадного животного – это залог выживаемости. Можно сказать, что «больной зависимостью от общества» человек в этом смысле имеет встроенные функции «состыковки» с толпой. Именно этим объясняются случаи «непонятного», очень сильного сердцебиения в моменты твоих споров с оппонентами, особенно, если этих оппонентов много. Сердце бьется от страха, от опасности. А спорить с толпой – это жизненно опасно. Природа, - что тут скажешь.
С объективной точки зрения психология совместного сосуществования имеет право на жизнь. Более того, она доказала себя многовековым существованием всех животных с общественным образом жизни. Однако, организация быта с точки зрения толпы имеет много недостатков. В таком обществе залог выживаемости – это занимание высокого статуса. Если ты авторитет, то получаешь лучшее мясо (если ты лев или собака), находишься в самых безопасных местах (не с краю стада, а в середине толпы, где хищнику до тебя сложнее добраться), сладко спишь, а не сторожишь сон других и т.д. В толпе каждый живет за счет другого. А самая лучшая жизнь, - когда индивид доказал всем другим, что он самый лучший, самый сильный и ему нужно подчиняться. Это определенно кого-то напоминает… Погоня за властью, желание всем доказать, что я самый лучший, привычка пользоваться чужими возможностями, вместо того, чтобы реализовывать свои, - а отсюда и обвинения всего мира в собственных неудачах. Не встречаются ли подобные проявления «на каждом углу» в человеческом обществе?
Почему подавляющее большинство людей смиренно подписывает бумаги, ловко подсунутые, например, медицинским персоналом или административными лицами? Бумаги эти, разумеется, подаются с точки зрения «не подпишешь – не получишь». И как бы уже не важно, о чем там написано, важно получить то, что «мне нужно». И человек резюмирует согласие, даже не зная, что в этих бумагах, например, оговорено, что с тобой «провел беседу врач и рассказал о всех возможных последствиях планируемых мероприятий». А врача он еще в глаза даже не видел. И у больного очень много к нему вопросов. И вряд ли пациент сможет их задать, потому что медицинский персонал, как правило, очень занят.
Административные лица, в свою очередь, получают подпись – согласие, и с чувством исполненного долга (законченного дела) не выполнив своих главных обязательств, могут отправить восвояси.
Может быть, дело в наследственной памяти? Может это Сталинский режим так запугал народ, что народ до сих пор боится сделать что-то, что не поддерживается властью?
Однако, мастер репрессий здесь не при чем. В своем психологическом опыте С. Мильгрэм после окончания второй мировой войны хотел понять, чем руководствуется человек, когда совершает какие либо поступки? Он хотел понять, что было спусковым механизмом для известных зверств фашистов. Как вообще возможно чтобы человек делал такое? Результаты опыта шокировали ученого. Оказалось, что под давлением, не обоснованным ничем (например, только словами экспериментатора о правилах участия в эксперименте) индивид способен доставлять боль другому! Доставляющий боль, не берет на себя ответственность за собственные действия! Он говорит: «Так мне сказал экспериментатор». Так подавляющее большинство показали себя «баранами». И лишь несколько единиц оказались «независимыми кошками».
Здесь хочется не просто спросить, а крикнуть: Где твоя, собственная воля, человек!?
Будучи типичным бараном, каждый индивид, однако, имеет врожденную потребность в самовыражении. И вот здесь мы начинаем, наконец, приближаться к ключевым отличительным качествам Homo sapiens от любого животного. И дело вовсе не в разуме как в таковом. А в задаче «стать выше своей природы». И сделать это нужно не за счет других людей, как мы привыкли в своей толпе. Реализовать себя человеку разумному необходимо за счет самого себя. А это умеет независимая кошка.
Кто ты, - независимая кошка?
Превратись из барана в кошку – такой лозунг бродил в задумке серии книг «Люди из шкафа». Что имел ввиду автор, когда поставил перед героем подобную задачу?
Поговорим о врожденных свойствах типичной домашней кошки. Это очень важно, определить вид животного, о котором пойдет речь. Семейство кошачьих насчитывает очень много разновидностей животных. Их модели поведения могут разительно отличаться друг от друга. Но мы обратим внимание именно на тот вариант, который прекрасно умеет жить в обществе, оставаясь, однако при этом самим собой.
Домашняя кошка доступна для любых наблюдений. И если в сожительстве с тобой присутствует это благородное животное, - ты имеешь возможность посмотреть на того, кем, возможно, хочешь стать.
Эта «грациозная леди» умеет согласовать со всеми свои интересы, и при этом не противоречить никому. Она не уповает на помощь остальных сожителей, а делает все сама. Способна и помочь. Но сугубо по собственному разумению решит, когда с тобой можно поделиться мышью и когда ты готов, наконец, научиться эту мышь ловить сам. Она может стать учителем охоты, если ты будешь готов принять ее знания, когда она с ними сама пришла к тебе.
Она никогда не спорит с тобой. Она не навязывает никому свою персону! Если ты не хочешь сегодня держать ее на коленях и наслаждаться сладким мурлыканьем, - она не будет упрашивать внимания. Не хочешь – и не надо. Вряд ли отряд кошачьих будет переживать о том, что ты сегодня отверг их общество.
Ее жизнь мало зависит от тебя. Имея неоспоримую привязанность к тебе, как к члену стаи, она, однако, не будет кончать свою жизнь из - за того, что ты, например, бросил ее. Ее преданность не выше собственной персоны. Человеку, конечно, приятнее преданность собаки. Однако, кошка, в отличие от стадных, всегда помнит, что у нее есть своя персональная жизнь. И ее она намерена прожить вне зависимости от твоих намерений.
У кошки нет необходимости становиться выше других или доказывать всем, что она – самая лучшая. Она в своем восприятии лучшая перед собой всегда. Она и соревнуется то только с собой. Героиня сего повествования не пользуется возможностями других (все делает сама – читай выше). А из этого следует самое главное: она имеет замечательную привилегию оставаться самой собой, и при этом не задевать права на индивидуальность других. Кошки не делят между собой приоритетные права на блага жизни. Все блага они доставляют себе сами.
У нее даже ревности нет! А зачем? Если бы у кошки был высокий, как у человека ум, она бы сказала: «Хочешь быть со мной – будь. Не хочешь – твое право». Наверняка, в связи с не разделением симпатии с понравившимся представителем противоположного пола, кошка окажется расстроенной. Но она совершенно точно не будет бросаться с крыши «Потому что он разлюбил меня».
Кошка плохо поддается дрессировке. А происходит это потому, что на все она имеет собственную волю. Вряд ли ее милая лапка будет доставлять другой представителю ее рода боль лишь только потому, что «Так сказал экспериментатор». Вообще среди кошачьих, доставление боли – это крайняя мера, которая встречается только по причине необходимого отстаивания прав на территорию или на другую кошку. Но даже в этих конфликтах героиня сего рассказа будет до последнего беречь свою шкурку, предпочтет пользоваться только внешними атрибутами угрозы.
Среди кошек не бывает «опущенных» и «авторитетов»! В семействе кошачьих не принято самоутверждаться за счет других. Там никто никого не унижает. У всех есть внутреннее достоинство, самодостаточность, благородство. И совершенно незыблемое такое понятие как «личная территория». Можно даже подумать, что у них принят негласный закон неприкосновенности личного пространства каждого.
Можно так же предположить, что все гармоничные в своем успехе люди – это «кошки». Таким образом, хочешь стать успешным, хочешь реализовать себя, хочешь при этом остаться в обществе (коль общественными животными нас задумала природа), хочешь стать самодостаточным и достойным членом своего общества, - превратись тогда из барана в «кошку».
Процессу перехода из стадных в кошачьи посвящены все книги из серии «Люди из шкафа». Все девять частей. А меньше - не получится. Потому что трансформация из стада в независимого и самодостаточного человека - это большой и трудный путь. Шутка ли – преодолеть собственную природу! Но именно способность быть выше себя отличает нас от обезьяны. А вовсе не высокий мозг или отсутствие шерсти. На улицах полно людей – обезьян. И в жизни, вокруг всех их полно.
А некоторый умрет обезьяной, даже не догадываясь о том, что за всю свою жизнь он так и не успел стать человеком...