Автор: Буркова Елена
Зависимость сексуального влечения к партнёру от примитивных идеализации или обесценивания больше характерно для истероидных (гистрионных) и нарциссических личностей.
Для чего нужна идеализация?
Без этой психологической защиты мы не могли бы влюбиться. Партнёр, в которого человек влюблен, всегда идеализирован.
Чему служит обесценивание?
Обесценивание в норме - это обязательное условие сепарации от партнёра, индивидуации, чтобы не быть слитым с ним.
Когда мы идеализируем человека, то наша критика в отношении него притупляется, мы смотрим на него сквозь розовые очки и ставим себя в зависимое положение. Так ребёнок смотрит на своего родителя, наделяя его всемогуществом. Со временем ребёнок деидеализирует родителя, понимая, что он совсем не всесильный, что он не всегда может его утешить, унять боль, защитить. В процессе деидеализации ребёнок научается формировать личную жизненную позицию, опираться на себя, давать себе поддержку, защиту.
Родитель лишается былой власти. Но в норме ребёнок не перестаёт его от этого любить. К нему приходит со временем зрелое понимание о своей зоне ответственности, смирение с недостатками другого, как и со своими собственными.
Деструктивная нарциссическая защита развивается, когда ребёнок не может принять бессилие родителя, как и смириться со своими собственными ограничениями.
Его деидеализация не приводит к формированию способности опираться а себя и принимать ограничения другого, она ведёт к поиску нового объекта идеализации.
Таким образом, человек ходит по замкнутому кругу от идеализации к обесцениванию и обратно.
В личной жизни это приводит к постоянной смене партнеров, друзей, видов деятельности. При невозможности или нежелании менять партнёра, человек продолжает с ним жить, но его влюбленность и либидо при этом направлено на других. Партнёр обесценивается. Женщина начинает воспринимать его как отца или функционал. Мужчина также начинает воспринимать партнершу как мать или докучливую обслугу, с которой нужно мириться. При этом у него всегда есть идеализированный объект страсти.
Здесь можно привести метафору с садом. Человек, вместо того, чтобы возделывать свой сад, всё время любуется чужим и ходит туда покушать наливные яблочки, а своих яблок вырастить не может, деревья в его саду чахнут.
Как и у любой психологической защиты, у примитивной идеализации/обесценивания есть своя вторичная выгода. В чём она заключается?
Идеализация уводит человека от ответственности в мир грез, в иллюзию, что сейчас некто, наделенный особой властью, способностями решит его проблему. Это характерно для людей с магическим мышлением, которые верят в чудеса.
Обесценивание нужно, чтобы был "козел отпущения", кого можно всегда обвинить в своих неудачах.
При обесценивании человек так же самоутверждается. Например, ученик может сказать про учителя с разочарованием: "Оказалось, он знает не больше меня".
Жена, которая хочет видеть в муже всемогущество, разочаровывается, видя его слабым.
Фрейд ввёл в науку понятие "Эдипов комплекс", согласно которому сын испытывает влечение к матери и, как следствие, чувство соперничества с отцом вместе со страхом кастрации за своё влечение. Конечно, дело может быть вовсе не во влечении, а в потребности, чтобы мать признала в нём полноценного мужчину. Если мать обесценивает мужественность сына, то он, в свою очередь, обесценивает её из страха быть отвергаемым. Это как в басне про лису и виноград, когда значимость объекта обесценивается, чтобы снизить чувствительность к фрустрации. Обесценивание - это также и разочарование, что мать неидеальна и не может дать той защиты и любви, какой бы хотелось ребёнку.
Подобным образом у девочки происходит разочарование в отце при неразрешенном комплексе Электры.
Если вспомнить мультфильм "Кунг-Фу - Панда", Тайлунг пытался расправиться со своим наставником Шифу, когда не получил от него признания своего всемогущества. А гордыня не позволила ему принять свои ограничения, прийти к смирению.
Таким образом видно, что корни идеализации/обесценивания произрастают из неразрешенного Эдипова комплекса/комплекса Электры, когда ребёнок не получает признания и покровительства от значимой для себя родительской фигуры.
Во взрослом возрасте эта проекция накладывается на партнёра. От идеализируемого партнёра человек ожидает безусловной любви, покровительства, признания своих достоинств. Не получая желаемое, он обесценивает, чтобы не разрушить иллюзию своего совершенства.
Обесценивание так же выполняет функцию защиты от эмоциональной уязвимости. Обесценивающий человек очень раним в душе и обесценивает, чтобы уменьшить для себя значимость объекта привязанности. За всем этим стоит страх интимности, страх быть уязвимым, быть самим собой без "напыления" превосходства, страх отвержения.
Человек убеждён: "Если я покажу свою слабость, меня предадут или попросту не поймут, обесценят мои чувства, мой внутренний мир, как когда-то не понял и обесценил родитель. Для родителя я важен как функция, но не как личность".
По сути, это глубокое, проективное ощущение никомуненужности, порождающее защиту в виде обесценивания.
Обесценивающий человек часто ведёт себя агрессивно или отчужденно со своим партнёром, одновременно нуждаясь в нём, и испытывая в отношении него злость, амбивалентное чувство любви и ненависти, как ребёнок, не любящий родителя, но понимающий, что без него не выжить.
Истероидные и нарциссические личности плохо переносят конфронтацию, малейшее ощущение отвержения может активизировать их защиты и перейти в негативный перенос, как на "плохого", "нечуткого" родителя, что вряд ли будет способствовать положительной трансформации, подкрепляя их убеждение в том, что быть собой опасно.
Разрушительным для либидо в отношениях партнёров может стать обесценивание открытости, чувств, эмоций и желаний друг друга, нежелание слышать и понимать.
Прежде чем говорить о зрелой сексуальности, надо прийти к зрелым отношениям, наладить сначала духовную интимность, а потом переходить к физической.
Крах либидо в браке состоит в том, что партнёры пришли к сексу и созданию семьи раньше, чем задумались о духовной составляющей.