Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам
Авторизация Регистрация
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Духовные учения = душевные мучения

Подписаться на автора Духовные учения = душевные мучения
25 Января 2016 20:13:38
4039

В современном обществе идея самосовершенствования развивается в различных направлениях.
У меня сложилось собственное мнение о религиозности, духовном развитии и энергетических практиках, которым мне хочется с вами поделиться.

Мне не нравится «фастфуд» в области школ духовного развития и энергокоррекции «личности».

Почему? Как и во многих других отраслях знаний, в этом вопросе много понятий спутано. За паутиной мифов, легенд и заблуждений трудно уловить настоящий смысл.
Говоря о личности, энергоструктурах человека и его развитии, важно определиться с понятиями.
Разнообразие определений понятия личности способно поразить любое воображение. Я же согласна с американским психологом и психиатром Гарри Стек Салливаном, который утверждает:
•    «Личность является инструментом регуляции межличностных отношений. 
•    Формирование и развитие личности возможно только в ситуации межличностных отношений.
•    Все проблемы человека являются результатом нарушений в межличностных отношениях».
Опираясь на эту точку зрения, становится очевидным, что для счастливой и гармоничной жизни человеку необходимо осваивать навыки грамотных коммуникаций, изучать инструменты взаимодействия с другими людьми и найти своё место в обществе.

К сожалению, равноправное и ответственное взаимодействие с людьми с легкостью фокусника подменяется на поиск инструментов влияния на людей. И сразу набирает обороты целая отрасль псевдонаук и псевдознаний, начиная от Дейла Карнеги и фанатов НЛП  до спецпредложения от Павла Ракова и Ларисы Ренар. Моя уверенность в псевдонаучности таких знаний базируется на многолетних научных исследованиях специалистов в области человеческих взаимоотношений. Философ Николай Бердяев, психиатр Александр Бернштейн, психолог Виктор Франкл, консультант Стивен Кови, психиатр и психотерапевт Владимир Завьялов и многие другие обращают наше внимание на то, что прямое влияние на личность никто оказать не может.Можно создать условия для вызова определённой реакции. Но изменения совершает личность, самостоятельно выбирая форму и способ реакции на воздействие.

Может быть, религиозные культы или духовные учения учат здоровым способам коммуникации?

Если заглянуть в историю происхождения религии, то вера, скорее, является способом примирения личности с окружающей действительностью, основанная на беспомощности человека что-либо изменить. Путь от язычества к Христианству, от многобожия к вере в Единого Бога, пролегает через представление человека об огромном, непонятном и жестоком мире, в котором он — беспомощная песчинка, управляемая, как ветром, волей богов или неведомых сил. Позиция «жертвы обстоятельств» приводит человека к безответственной вседозволенности, что красноречиво описано Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». И единственным сдерживающим фактором становится страх перед наказанием. Жизнь превращается в кошмар, сохраняемый терпением и смирением, ради неведомого прекрасного будущего — когда-нибудь, может быть только «на том свете». Жизненным выбором и поступками, определяющими настоящее и будущее, управляет страх. Человек как бы всё время бежит от чего-то: создает семью, чтобы не быть одиноким, зарабатывает деньги, чтобы не голодать и не оказаться в нищете, делает карьеру и развивает бизнес, чтобы создать себе иллюзию контроля, защищенности, уверенности и безопасности. Времени для радости, счастья, любви и гармонии не остается. Понимания, откуда и каким образом все это возьмется, тоже нет. Источником радости, по мнению апостола Иакова, могут стать проблемы, смирение с ними и терпение: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак.1:2-3). Вот такая интересная задача: терпеть страдания и радоваться этому.

Может быть, жизнь не для счастья, или человек недостоин счастья в настоящей жизни из-за своего несовершенства, отдаленности от Бога, источника счастья и благодати?

И люди погружаются в духовные практики, чтобы улучшить себя настолько, чтобы стать пригодными для счастья, достойными любви. Так начинается бескрайняя работа по самоусовершенствованию, которой, сколько не занимайся, всегда чуть-чуть не хватает для достижения цели. Идет борьба с собой для того, чтобы справиться с «негативными» эмоциями, чувствами, нереализованными желаниями и неудовлетворенными потребностями. И, по сути, то, что должно привести к счастливой жизни, является способом отказа от неё.

Жизнь человека, по определению, является способом реализации его желаний и удовлетворения потребностей.

Человек ощущает себя живым, испытывая чувства. Другие люди понимают, что человек живой, когда он выражает свои эмоции. С точки зрения учёных, у человека нет «позитивных» и «негативных» чувств, есть генетически сложившийся набор базовых реакций на внешние раздражители.

На самом деле, мешают полноценной жизни и здоровому общению не «отрицательные» эмоции, а постоянное подавление своих чувств из-за отсутствия навыков выражать их социально приемлемым способом. Здесь на помощь и приходят телесно-ориентированные практики типа йоги, тантры, динамических медитаций ОШО, чакрового дыхания и так далее. Процесс становится бесконечным: чувства подавляются, напряжение растет. Чтобы избавиться от напряжения, требуется регулярное участие в телесных практиках. А чем глубже человек погружается в «духовность» той или иной практики, тем больше его отстраненность от жизни и обособленность от людей, сильнее аскеза. При этом навыки взаимодействия с людьми сами собой не появляются.

Другая крайность духовных учений – спасение мира через энергокоррекцию.

Продолжая тему беззащитности маленького человека в огромном мире, вместо веры в Бога используется тема «единого информационного пространства» или «влияния Вселенной». Человек, воспринимающий себя абсолютно беззащитным в «едином потоке энергоинформационных структур», искренне уверен, что испортить его жизнь могут внешние недоброжелатели (наслать порчу, сглаз), или планеты и звезды во Вселенной могут встать таким образом, что счастья не будет. А мнимые болезни лечат мнимыми способами. Сразу на помощь приходят экстрасенсы, целители, мастера Рейки и другие «одаренные способностью» к энергетической коррекции судьбы и кармы.

И вот сидит передо мной на консультации такой человек с «исцеленной кармой», с молитвой на устах,  в самый благоприятный период своей жизни, судя по натальной карте индивидуально составленного гороскопа, и не знает, как жить с членами своей семьи. В его глазах я вижу бесконечное отчаяние, горькую неудовлетворенность и немой вопрос: «что со мной не так?».
Хочется  сказать словами Ильича: «Не той дорогой идёте, товарищи!»
С вами всё в порядке, только дорогой жертвы и страха к счастью не пришел никто.

Путь, который ведет к счастью, начинается с ответственности за свою собственную жизнь.

Ответственность за то, чтобы в этой жизни состоялась собственная личность.
Обретение себя основано на распознавании своих чувств, осознании своих желаний, определении своих ценностей, постановке и достижении своих целей, занятии любимым делом.
А гармоничные отношения можно создавать на основе уважения и принятия себя и других, обладая навыками отстаивания своих границ и создания договоренностей.
А где же развитие, которое обещали духовные учения? Если через духовные практики личность не развивается, а отстраняется, о каком развитии мы говорим?
А. Маслоу в своей известной пирамиде потребностей ставит духовные потребности на самый высокий уровень, когда у человека все остальные нужды удовлетворены. С его точки зрения, Духовные потребности человека включают в себя познание окружающего мира, себя самого, смысла своего существования и стремление к самореализации.

Учитывая, что человек — существо социальное, его самореализация непосредственно связана с  межличностными коммуникациями. Найдя  такое своё место в социуме, которое позволяет испытывать радость, находиться в творческом процессе и создавать блага для окружающих, получая удовлетворение не только от достигнутых результатов, но и от самого процесса, человек может считать себя состоявшимся, реализовавшимся. Процесс обретения и совершенствования навыков в процессе самоактуализации дает человеку то развитие, которое он безуспешно ищет в духовных практиках.
Вот тогда в жизни возможно счастье, любовь и радость каждый день, день за днём и так всю жизнь.

А что в вашей жизни с радостью?



Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Другие публикации автора:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии (1)

Неавторизованный пользователь

04.02.2016

Здравые мысли есть, но:
1. Можете указать книгу Маслоу, где ОН САМ упоминает о "своей" пирамиде? 
2. Ответственность за свою жизнь у забитого с детства раба сама по себе не появится, нужно что-то внешнее, идеология нужна, хотя бы и религия.

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен



Топ публикаций
Важна ли для мужчины женская внешность? Важна ли для мужчины женская внешность? Мало кто из женщин заботится о собственной внешнос...
«Приличная» женская сексуальность «Приличная» женская сексуальность Сексуальность – это естественное проявление жизни ...
Панические атаки как проблема отношений Панические атаки как проблема отношений Почему все больше людей страдают от панических ата...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice