Психологический порлат Psy-practice

Бедные-несчастные

«Над загадкой женственности люди ломали себе голову во все времена», - говорит З.Фрейд  в 33 лекции «Женственность».  В работе Фрейд задается вопросом, как развивается женщина из предрасположенного к бисексуальности ребенка.  Семинар Лакана, посвященный женскому наслаждению называется “Еще”. Поэтому всех волнует вопрос – что такое женщина, как она наслаждается, черт возьми, какого дьявола она хочет.

По сюжету фильма «Бедные-несчастные» доктор Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) вылавливает в Темзе тело беременной женщины, которая покончила жизнь самоубийством. Он заменяет мертвый мозг взрослой женщины мозгом ее нерожденной дочери, оживляет и дает имя — Белла Бакстер (Эмма Стоун). Для Беллы доктор стал родителем, учителем, Богом.

В фильме есть две части – одна черно-белая, а вторая – цветная.

  • Детство.

Черно белая часть показывает детство Беллы. Эта часть является прекрасной иллюстрацией к работе Фрейда “Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд  пишет, что маленький ребенок получает удовольствие от еды, туалета, он исследует свое тело и открывает удовольствие от него. Ребенок является полиморфно – извращенным существом. Влечения требуют лимитов и ребенка вводят в культуру путем запретов, приучения к чистоте, горшку.


Белла – ребенок в теле взрослой женщины. Мы видим, как она жадно ест, открывает для себя новые продукты, кидается и швыряется.  На самом деле, мы наблюдаем проявление неконтролируемых влечений, в том числе и жестокости.  Белла мастурбирует  и открыто говорит об удовольствии.  

Когда говорят о детях, то часто говорят об их асексуальности. Когда это показано через поведение «взрослой» женщины, мы видим эту бурную сексуальность. Белла показывает насколько детское исследование мира сексуально.


С Годвином Бакстером Белла проживает свой эдипов комплекс. Каждому ребенку надо уйти от родителей, чтобы найти объекты любви вне семьи. Белла постепенно начинает открывать мир.


  • Подросток и кастрация.

Когда Белла выросла и захотела уйти, Бакстер отпускает ее. 

Уводит ее Дункан Веддерберн, адвокат. “…любовник, дающий наслаждение, занимает позицию третьего, который отделяет, который вырывает женщину из архаических отношений с матерью”-- пишет Жаклин Шаффер в статье “Женское как испытание и цель формирования полового различия”. 

В Лиссабоне, куда Белла приезжает с любовником, фильм становится цветным. Подросток  выходит в жизнь и учится находить лимиты. Именно это является задачей подросткового возраста – символическая кастрация, уход  от наслаждения и поиск получения  удовольствия. Это происходит с Беллой – еда, алкоголь, танцы, мужчины, флирт.  Везде она доходит до крайности и пробует жизнь дальше. Дункану становится все сложнее контролировать Беллу.



  • .      Мать-дочь. Тело.

Белла – женщина, которая живет в теле своей матери.  На одном из постеров к фильму есть две фигуры – маленькая женщина опирается или даже появляется из  большого, но такого же тела другой женщины. Мне хочется посмотреть  на это как на метафору.


Мать важна для развития девочки как первый объект любви.  Тело матери такое же, как у девочки и она опирается на него.  Будучи младенцем –кормясь молоком,  успокаиваясь на руках матери, наслаждаясь с ней. Взрослея, она видит материнское тело как первое женское тело, с которым она захочет идентифицироваться. От матери девочка будет учиться проявлениям сексуальности. Для этого мать должна проявить измерение сексуальности вне ребенка,  она должна уходить от ребенка к другому, чтобы быть любовницей. Кроме того, у матери есть свои сознательные и бессознательные фантазии по поводу пола своей дочери, страхов в отношении малышки. Важным моментом будет то, как мать инвестирует тело маленькой дочери, какой ценностью наделяет его.

Белле встречаются две взрослые женщины – на корабле и в публичном доме. Это как в сказках присутствуют две феи – одна добрая, другая злая. На самом деле это имаго одной матери – несексуальное и  сексуальное. Одна женщина направляет Беллу к знаниям, вторая – заниматься сексом.


  • Сексуальность.

Когда любой человек взрослеет,  ему надо научится выбирать с кем жить, как жить, открыть свою сексуальность и получать удовольствие от нее.

Белла оказывается в публичном доме, где она занимается сексом с разными мужчинами. Здесь многие критики называют фильм порнографичным.

Посмотрим по-другому. Когда психоанализ говорит о выборе объекта любви у мужчины, то Фрейд, а за ним и последователи, отмечают о довольно частом расщеплении объекта любовной жизни. С одной женщиной живут, с другой занимаются сексом. Чтобы у мужчины складывалась любовная жизнь, он в идеале, должен соединить в одной женщине и мать и любовницу. Жаклин Шаффер пишет: “Вспоминается дерзость Фрейда, который написал в 1912 году: ”Чтобы быть в любовной жизни по-настоящему свободным, а поэтому счастливым, надо преодолеть уважением к женщине и свыкнуться с представлением об инцесте с матерью или сестрой”». То есть в одном объекте мужчина должен свести и объект страсти, и чувственный объект.

Для развития женской сексуальности также есть момент открытия себя в любовной жизни как любовницы.  Это значить женщине надо быть субъектом в сексуальном акте, но в то же время быть объектом для другого. Женщина для реализации сексуальности должна активно поставить себя в пассивную позицию.


Жаклин Шаффер пишет, что женщина должна постоянно преодолевать основополагающий конфликт женской сексуальности, независимо от того, отрицает она его или нет. “Чего хочет женщина? Она хочет двух вещей антагонистов. Ее Я не терпит, ненавидит поражение, но ее пол просит, более того – требует. Она хочет поражения, “мужского” мужчины, то есть антагониста фаллического”. Она хочет большого количества либидо и эротического мазохизма.

Белла открывает свою сексуальность, она не хочет “поражения”, она уходит, ищет, открывает свое женское.


  •        Женское наслаждение.

Ну и последнее о чем хочу написать – женское наслаждение. Дункан был истощен отношениями с Беллой. Ну что ж, не каждый может выдержать такую страстную, желающую женщину. В конце фильма появляется генерал Алфи Блессингтон, муж Виктории, которая покончила с собой. Он забирает Беллу с ее свадьбы  и заявляет, что хочет закрыть ее дома и контролировать. Он говорит, что главная ее проблема находится у нее между ног. Генерал дает Белле успокаивающее, чтобы сделать ей обрезание, которое лишит женщину сексуального наслаждения.

Женское открывается как другое и для мужчины и для женщины в сексуальных отношениях. Вхождение в сексуальность вообще является травмой для обоих полов. Женская сексуальность беспокоит и мужчин и женщин.  “”Работа женского” состоит для мужчины в том, чтобы позволить себе подчиниться  постоянному давлению либидо и поместить его в тело женщины. То есть быть способным постоянно желать женщину, признать в себе инаковость женского, которая может придавать ему желание завоевывать женское женщины  и вести женщину к ее обнаружению в себе”, пишет Шаффер.


Мужчина, встречаясь с женщиной, встречается с кастрационными страхами – а смогу ли я ее удовлетворить, буду ли я на высоте, что отправляет его к переживаниям о своем пенисе и о потентности. Чтобы постоянно желать женщину, предполагается что” мужчине удается оставить на какое-то время контроль над своим Я, превозмочь фантазмы о пенисе, который стремиться, главным образом, проверить прочность в сексуальных отношениях, и не поддаваться ужасам фантазмов, связанных  с опасностью тела женщины-матери”, пишет Шаффер. Одно из решений, чтобы радикально избавиться от страхов – лишить ее желания, кастрировать.

Беллу кастрировать не удалось.

Но думая сегодня о реализации сексуальности, о трудностях, с которыми сталкиваются женщины и мужчины, я вижу, что некоторые кастрируют либо себя, либо другого.


Психосексуальность  – это творение двоих, открытие в общении, она постоянно находится в процессе формирования и поддержания по причине непрерывного либидинального давления и конфликта разницы полов. Это требует постоянной работы мужского и женского для обоих полов. Думаю, что надо иметь некоторое мужество, чтобы не сдаваться с первых серьезных шагов на пути к своему наслаждению и к наслаждению другого.

В статье использованы кадры из фильма "Бедные-несчастные" (2023 г).


Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку