Психологический порлат Psy-practice

Психологические игры в офисе


Офис – плацдарм для игр

Люди так устроены, что любят играть в игры. Нет, речь сейчас не о спорте, а об играх людей между собой. Кто-то играет сознательно, такой себе специально обученный игрок, знает, где поставить акцент, где закрепить «якорь», где подыграть старшему по иерархии или полезному человеку, а где затронуть струны души и слабые места своих коллег. Но, чаще всего, люди играют неосознанно, искренне веря, в то, что мир создан для них или наоборот весь мир против них, честно отыгрывая свой жизненный сценарий, другими словами все то, чему научились еще в детстве и закрепили на протяжении своего жизненного опыта.

Большую часть своего времени человек проводит в социальной среде – на работе, среди коллег, где сотрудники объединены одной общей задачей, где, в первую очередь, есть потребности и интересы компании, где человек реализует свой профессиональный сценарий.

 Многие люди неосознанно выбирают себе профессию исходя из своих детских решений, опираясь на опыт аналогичный родительскому и в рабочем коллективе проигрывают те же роли, чтобы получить или наказание (расплату), или награду (похвалу) от значимой «родительской фигуры».

Открытость и Манипуляции (Быть или казаться)

Заложенные в детстве родительские предписания, запреты и разрешения, установки и программы, а также решение проблем, принятые в семье, являются основой жизненного сценария человека, а игры, формируют навыки его сценарного поведения.

Есть люди открытые, которые идут к своему результату используя прямые коммуникации – путь открытости, доверия и близких отношений.

Открытый человек, имеет жизненную позицию Я ОК – Ты ОК, т.е. считает, что каждый человек благополучен или имеет возможность им быть. Такие люди, самостоятельно добиваются результата, вдумчивы и готовы давать шанс окружающим достигать успеха рядом с ними как в партнерстве, так и просто будучи сотрудником компании. Это не значит, что открытый человек готов всех и каждого при встрече обнимать, радостно интересоваться делами и тут же рассказывать о своих, скорее наоборот, внешне данный человек выглядит более замкнутым, сдержанным и молчаливым. Он никому ничего не доказывает, не стремится покорить своим появлением мир, умеет адекватно реагировать на ситуацию и обладает лидерскими качествами.

Женщины и мужчины, которые готовы к открытому общению, признают в первую очередь свои слабости и поэтому терпимы к слабостям других людей, способны убеждать и воодушевлять, заботиться и благодарить.

С открытыми людьми спокойно, общение с ними не вызывает неприятных ощущений, а наоборот появляется чувство уверенности в себе и в общем деле.

Полной противоположностью являются люди – игроки, их еще часто называют манипуляторами.

Прежде всего, данный человек, заботиться о своих интересах, будь это финансы, отношения или карьера.

Игрок постарается сразу произвести благоприятное впечатление, заявить о своей гибкости и открытости в общении.  Готов сразу стать хорошим другом и получить нужную ему информацию, о себе же дает информацию скупо и только то, что считает необходимым для данного человека. Если игроку выгодно сотрудничество, он будет соблюдать договоренности, но до тех пор, пока не получит лучшие условия от других сторон.

Как правило, основная жизненная позиция человека Я ОК – Ты не ОК, т.е. я благополучен, а ты нет. При таких обстоятельствах человек пытается все держать под контролем, все время находится в напряжении, и чаще всего, решает вопросы силовым путем – психологическим, экономическим или физическим насилием. Но печаль этой позиции в том, что она образует так называемые «качели жизни», где человек себя чувствует неустойчиво, т.к. неосознанно боится сам оказаться в черте не ОК людей. Если такой человек является руководителем, то декларируя на социальном уровне(внешнем) общепринятые идеи - объединить, создать, помочь, то на психологическом (то, что есть на самом деле) -  он стремится самоутвердиться за счет своих сотрудников, привнося в коллектив свои «игровые правила».

Игрок в коллективе, зная слабые стороны и умея нажимать на нужные струны души сотрудников, может умело достигать результата за счет деятельности других людей – присваивать себе идеи, более красочно их обрисовывая перед начальством или заказчиком, тем самым получая бонус как для себя, так и для компании. Люди-игроки, часто рискуют, ощущая себя охотниками или хищниками, которые чуют приближении добычи и это добавляет в их жизнь краски, адреналин, динамику, находчивость и креативность. Они могут быть очень результативны в начале пути, где зарождается новое, нужные свежие идеи, мысли, но абсолютно становятся несостоятельными, если надо кропотливо доводить дело до конца и сходят с дистанции, меняют работу, пропадают с поля зрения и тем самым уступают свои позиции людям, с открытым типом коммуникации.

Игроку страшно договариваться в открытую, он все время, подсознательно ждет отказа и своими действиями предупреждает его, добиваясь желаемого посредством манипуляции и тем самым, подтверждая свой сценарий.

Открытый человек добивается успеха посредством умения договариваться и сотрудничать.

Игры, в которые играют в офисе

Термин «психологические игры» придумал Эрик Берн, отец-основатель Транзактного анализа в 1964 году. По его определению,

психологические игры – это продолжающиеся серии двойных транзакций, постоянно повторяющихся и приводящих к определенному предсказуемому результату.

Где транзакции – это уровни общения, явные (социальные) и скрытые(психологические).

Анализировать игры удобно, использую концепцию Стивена Карпмана «Драматический треугольник», где четко показаны основные роли игроков. Люди часто выбирают в партнеры тех, кто играет с ними в одни и те же игры, правда роли у каждого разные. Игровое взаимодействие считается завершенным при смене данных ролей.



Игры Жертвы

Жертва – пассивный манипулятор, чье тайное оружие слабость, которая не всегда реальна. Жертва не умеет справляться со стрессом, серьезными нагрузками, находясь в состоянии детской позиции, ищет виновных в своих неудачах.

Психологические игры всегда начинается с крючка, и любители забрасывать крючки - Жертвы, сотрудники, избегающие принятия решений, с любимой игрой «Да, но...»

Руководитель отдела рассказывает, как его помощник все время приходит к нему за советом в решении вопроса, а как только слышит ответ от своего начальника, начинает находить массу причин, почему данные рекомендации не подходят. Руководитель начинает злится, помощник обижается, в итоге начальник сам делает всею работу, спасая как помощника, так и весь отдел.

В данном случае, помощник отыгрывает роли Жертвы и пассивного Преследователя, руководитель отдела выступает в основной роли Спасителя, который «клюнув» на крючок и получает раз за разом свою расплату, в виде выполнения не своей части работы и негативных эмоций.

Любимая игра женского пола «Бедняжка», где «несчастная» привлекает все внимание коллег к своим проблемам. Молодые сотрудницы успешно используют данные метод для флирта, делая вид, что не могут справиться с нахлынувшим объемом информации. зависанием компьютера, злым начальником и т.д. Старшие коллеги, умело манипулируют проблемами в семье, нехваткой финансов и «сердечными заболеваниями».

«Пни меня» - игра тех сотрудников, которые любят провоцировать других, тем самым привлекая к себе внимание, на бессознательном уровне, желая получить признание и почувствовать себя важным и нужным. Жертва находит повод беспокоить своих коллег по пустякам, тем самым вызывая в ответ агрессию - «пинок» при этом разряжая обстановку в офисе, т.к. сотрудники получают возможность «выпустить пар», а Жертва – свою порцию внимания. Данная игра является одной из ярких видов пассивного преследования, отличие от жесткой игры Преследователя в том, что в данном случае Жертва не может дать сдачу, получая «пинки», оставаясь «человеком для битья».

Игры Преследователя.

Преследователь – амбициозный специалист, для которого жизнь – это битва, а люди – соперники, как реальные, так и потенциальные. Жизнь в коллективе он рассматривает как состояние, которое требует постоянной бдительности и контроля над окружением, причем через нагнетания чувства вины (создание ситуаций, где сотрудники не могут справиться и тогда есть цель подловить на ошибке, собрать «улики-доказательства» несостоятельности, которые можно использовать для нападок или шантажа), сохраняя в коллективе высокое эмоциональное напряжение, которое точно не способствует здоровой дружественной атмосфере в коллективе. Это одна из самых частых видов игры в современном бизнесе под названием ««Попался, сукин сын», где Преследователь, достигая нужный результат меняет свою роль на Спасителя.

«Критикан» - чтобы вы не сделали, все плохо. Тайные надежды на похвалу рушатся под жестким обесценивающим взглядом и сарказмом коллеги.

«Если бы не ты» - любимая игра менеджеров среднего звена, которые ссылаются на «тупость подчиненных», оправдывая свое бездействие, неэффективность и нежелание работать.

Игры Спасителя.

Спаситель похож на заботливого родителя, готового опекать и «причинять добро». Игры Спасителя, часто встречающиеся в офисе:

 - «Я только хотел вам помочь». Стараясь быть полезным и нужным, добровольно-принудительно навязывает свою помощь, услуги, советы, при этом не задумываясь о том, что своими действиями, обесценивает возможность справляться со своими задачами своему коллеге.

 - «Почему бы вам не…» - череда рекомендаций, имеющая целью обесценить коллегу, при этом, получая в ответ негодующий ответ, уходит в Жертву, обиженно проговаривая «Я только хотел дать совет».

 - «Сплетни, о новостях, перекур» - обсуждение коллег, начальников, партнеров. Спаситель подчеркивает свою значимость тем, что только он знает, как помочь, спасти «тонущего» сотрудника.

Спаситель, как и Преследователь занимает активную позицию в коллективе, но в отличие от последнего не действует агрессивно и грубо, избегает демонстрации негативных чувств, выбирая роль позитивного лидера, способного решить любые проблемы, убеждая всех в своей незаменимости.

Выход с игры.

Психологические игры пагубно влияют на здоровье коллектива и в целом организации. Лучший способ выхода из игр – в них не играть, чему не всегда сразу возможно научиться.

Стивен Карпман дает рекомендации по выходу из игр следующими способами:

 - игнорировать игру, т.е. делать вид, что вы не слышите подтекста и отвечаете только на социальном уровне. Переключайте внимание собеседника на более приятные темы, тем самым пресекая игровые моменты.

 - осознанно играть, т.е. сознательно дать другому человеку то, что он жаждет получить, при этом не «включаясь» эмоционально.

 - проявить игру, т.е. «раскрыть карты», что правда не всегда безопасно с гневным или злопамятным руководителем и считается, что данный пункт больше подходит для близких отношений.

 - предложить свою игру, когда вы видите, что степень навязанной игры небезопасна, т.е. сменить тон, попросить совета, тем самым снижая уровень напряжения.

В Транзактном анализе, лучшим выходом из игр считается контрактирование договоренностей, а также возможностей задавать вопросы, проявлять непонятое, тем самым выводить скрытый смысл на осознаваемый уровень, например, «Правильно ли я Вас понял/услышал?», «Вы действительно хотите сказать этим, что…?». На неконструктивную критику, можно ответить принимая ее, а не защищаясь - «Благодарю Вас за критику моего предложения» или «Ваша критика мне оказалась очень полезной», а далее можно уже продолжить своим ответным предложением о сотрудничестве – «Давайте рассмотрим перспективы нашего дальнейшего сотрудничества, чем мы можем быть полезны друг другу» и др.

Учитесь поддерживать в себе ОКейную позицию, анализируйте, думайте, ищите возможности сотрудничества и открытой коммуникации. Ведь, окейность в коллективе – залог развития компании по сценарию победителя!


@РоксанаЯщук - CTA-P-EATA&ITAA 

 

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку