Психологический порлат Psy-practice

Игры Власти в Организациях

Подчиненный или начальник

Быть победителем или неудачником, покорным или бунтующим, плести интриги или добиваться всего в жизни силовыми методами – все это закладывают в нас, как наши родители, так и социальная среда, которая окружает человека во время его роста и развития.

Еще в 3-4 года, происходит формирование у ребенка так называемой структура воли (Л. Марчер. Бодинамический анализ) и именно тогда человек принимает решение как добиться своего то ли посредством манипуляций – хитростью, нытьем, обманом, то ли посредством силы – криком, угрозой, физическим насилием или посредством подчинения и покорности, или с помощью открытой коммуникации – разговором, просьбой о помощи.  Ребенок учится адаптироваться в среде, которая его растит и воспитывает, принимает свои решения, которые помогли ему выжить, получить желаемое, утвердиться в своей позиции и, далее, человек, основываясь на принятом раннем решении осуществляет свой жизненный путь, раз за разом, открывая для себя новые способы подтверждения своего выбора. Так формируются привычки, поведение и в целом характер человека – адаптивный или бунтующий, играющий в игры или открытый.

На детском опыте, формируется и сценарий человека – победитель или неудачник, лидер или «серый кардинал», подчиненный или начальник и благодаря этому опыту, человек находит себе работу в той среде или открывает и ведет бизнес, в той манере, где он максимально может подтвердить свои детские решения.

Определение игр власти и ее методов

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. (ВикипедиЯ)

В своей книге «Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги или Революционное руководство для марионетки» Клод Штайнер дает определение игр власти:

«Игра власти – это осознанная транзакция или серия транзакций (где транзакция является единицей социального взаимодействия), в ходе которых человек пытается:

а) заставить другого человека сделать нечто, чего тот не хочет делать.

б) помешать другому человеку сделать нечто, чего тот хочет сделать».

Игры власти могут быть активными и пассивными, и существуют в двух формах: физической и психологической.

Активные игры используются, когда человек добивается своего и встречает сопротивление или разрабатывая свой план достижения цели, предполагает встретить сопротивление окружающих.

И, соответственно, пассивные игры власти применяются людьми в ответ на активную позицию, т.е. в противостоянии желаниям других.

Физическая форма может проявляться в виде рейдерского захвата или путем жесткого поглощения компании. В самой организации, физическая форма игр власти видна по таким признакам, как хлопанье дверями, бросание предметами в сотрудников, толчки, удары, прижимание к стене, сексуальное насилие, а также возможна и более тонкая игра, которая несет в себе окрас физической формы, например, во время совещаний, планерки, личной беседы, – сжимание кулаков, челюсти, скрежетание зубами, агрессивная интонация, нарушение границ, т.е. близкая посадка или стойка над сидящим человеком.

Психологическая форма не несет в себе физического насилия, но также имеет целью, использование другой личности, путем принуждения, для достижения желаемого. Проявление данной формы может быть, как в грубом виде, например, в угрожающей интонации, игнорировании, жестком обесценивании достижений, явной лжи и выражении недовольства, так и в более тонкой манере – язвительные усмешки, умалчивание правды или хитроумная ложь, сплетни, подтасовывание фактов, в больших масштабах – реклама и пропаганда, как политическая, социальная, культуральная.

В мире бизнеса, данная форма может быть проявлена в виде слияния и поглощения, где слияние компаний, подразумевается, как объедение равнозначных структур, которое порождает новую компанию, но, как правило, слиянием называют фактическое поглощение, где одна компания «съедает» другую и активы переходят во владение поглотителя.

Данная игра может сопровождаться предложением о поддержке, развитии более мелкой компании, вкладываться смысл преимущества совместной деятельности – синергии, но важно понимать, что игра власти рано или поздно проявит себя, нарушая договоренности.

К сожалению, еще множество людей, не готовы к открытой коммуникации и не верят, что прямой подход может обеспечить успех мероприятию и прибегают к манипуляциям, силовым факторам, что несет за собой навязывание своей воли другим людям.

Классификация психологических игр власти

По К. Штайнеру, психологические игры власти делятся на несколько категорий и имеют следующую классификацию.

Игры власти, основанные на дефиците.

Эти игры проходят под девизом «Все или ничего» и несут в себе разные вариации, такие как «Либо, по-моему, либо никак», «Сейчас или никогда», «Ты или с нами, или против нас».

В основе данной игры лежит искусственно созданный дефицит, в следствие чего образуется контроль над необходимыми продуктами и возможность монополизации и отказа в доступе к ним другим людям, а также на страхе потери и перед нехваткой того, что необходимо человеку.  В глобальных масштабах – это и продукты питания, полезные ископаемые, питьевая вода и др. В пределах бизнес структур это могут быть игры в «равноправное» партнерство, когда сотрудничество выгодно, то партнеры одна команда, когда же одна сторона имеет хоть 1% процент преимущества, то тут же начинается игра.  В организациях данная игра часто проявляется в виде «ты соглашаешься на данную зарплату или не имеешь работы вообще», «ты делаешь данную работу или ты уволен». В последнее время в крупных компаниях активно пропагандируются корпоративные выезды, связанные с экстремальными видами спорта. И в общем, цель данных выездов позитивная – объединение, получение новых навыков, повышение мотивации, однако, если участие обязательно, вне зависимости желания, потребностей и возможностей людей, то в силу вступает игра «Ты или с нами, или против нас» - участвуешь или работаешь, все или ничего.

Запугивающие игры власти.

Игры власти, которые основаны на запугивании, манипулируют страхом людей перед насилием, как физическим – побои, изнасилование, арест, пытки, так и эмоциональным – унижением, оскорблением, игнорированием, критикой, виной.

Данная игры является одной из самых частых причиной стресса у сотрудников. Ее составляющие:

·       жесткий график работы;

·       грубая «культура» руководства;

·       угроза сокращения, реорганизации и реструктуризации компании;

·       увеличения объема работы и нереального срока ее выполнения;

·       принижение вклада сотрудника в работу организации;

·       поручение унизительных заданий;

·       шантаж;

·       сокрытие информации от сотрудников о явном положении дел в компании.

В ходе разговора, запугивание проявляется в повышении голоса, жестикуляции, крика, перебивании говорящего или напротив, в монотонной интонации. Могут использоваться как все варианты, так и одиночные.

Игры запугивания эффективны, они порождают страх, чувство вины и покорности, что блокирует мышление и лишает возможности принятия своих решений.

Лживые игры власти.

В «Майн Кампф» Гитлер писал: «…благодаря примитивной простоте своего мышления народные массы легче поддаются на большую, чем на мелкую ложь, поскольку сами они периодически лгут по мелочам, но постыдились бы солгать по-крупному. Им не приходит в голову самим пойти на подобный обман, а потому они не способны представить себе, что другие могут отважиться на то, рискуя предстать перед окружающими в столь позорной роли».

Обман является одним из эффективным способом контроля людей. Ложь или полуправда помогает продавать, убеждать, внушать то, что выгодно заказчику.

Одна из распространенных игр «обертка» довольно часто встречается на нашем постсоветском пространстве. Прекрасный фасад здания мгновенно рушит все ожидания, когда клиент попадает вовнутрь, в помещение без ремонта с облупленными стенами. В данном случае, компания играет сама с собой и, соответственно, проигрывает, так как теряет доверие клиента уже на пороге офиса.

Другой вариант, хороший чистый офис без громоздкой мебели и бумаг, яркие обещания – одна из разновидности фирм-однодневок из области финансовых пирамид.

К счастью, все больше бизнесменов выступают за честное деловое сотрудничество и ведут открытые коммуникации, но так как наш мир дуален, то и мир деловой лжи также продолжает свое развитие: черный пиар в адрес конкурентов, уклонение от налогов, «серые» зарплаты, введение потребителей в заблуждение, благотворительные откаты, переманивание клиентов, сознательный срыв мероприятий (hack-date).

Сплетни, слухи, полуправда, ложь во спасение, недосказанность – все это лживые игры власти.

Пассивные игры власти.

Пассивные игры власти относятся к оборонительным играм, демонстрирующие пассивно-агрессивное поведение ведущего игрока. Ведущая игра данного типа «Никого нет дома». Она может быть предъявлена в разных вариациях от намеренного опоздания до неприема по времени посетителя, занятие другими делами – разговор по телефону, занятость своими записями во время переговоров или деловой встречи, требованием принести еще одну справочку, установление автоответчика с предложением подождать или нажимать цифры 1,2,3 для получения необходимой информации.

Данный вид игры говорит, если вы хотите, чтобы я сделал для вас что-то или вы, хотите получить желаемое, то вам придется использовать целый ряд действий, чтобы вам уже точно ничего не хотелось, и вы больше не обращались ко мне со своими ненужными для меня вопросами.

«Вы мне должны» - еще один вид пассивной игры власти, основанный на негласной эксплуатации свойственного людям ощущения собственных обязательств перед другими. Люди, которые играют в эту игру, тонко чувствуют склонность других людей к чувству вины. Делая ряд мелких одолжений, они подготавливают почву для своих маневров, вызывая у другого человека чувство признательности.

На уровне больших корпораций культивируется мнение, что компания – это одна большая семья, тем самым активно пропагандируется чувство гордости за возможность работы в данной компании и чувство вины у тех, кто испытывает хоть какое-то недовольство.

На высоком уровне игры «вы мне должны» люди теряют свои фирмы, закладывают недвижимость, попадают в крупные долги, только потому, что одни считают, что они могут склонить к повиновению других, а последние верят в то, что они должны своему «благодетелю».

Выход с игр власти.

Есть разные варианты выхода с игр от эскалации до полного подчинения. И одна, и другая стратегия требует серьезных затрат, в первом случае не только моральных, но и финансовых, и временных, так как это может быть очень длительный процесс, который все равно приведет к подчинению той или иной стороны.

Покорность или подчинение с одной стороны может казаться малой кровью, но с другой несет эмоциональное насилие, уничижение, попрание свои прав и свободы выбора.

Возможен вариант внешнего освобождения от игры, проявление ее в виде антитезиса, когда человек заявляет о своем праве, вспоминает о своих потребностях и возможностях.

Лучший способ непопадание в игру и выходу из нее – контракт.

Четко составленный контракт включает в себя издержки и страхи, возможные неудачи и вознаграждение. Контракт - это договор, который устраивает обе стороны, где оговорены общие правила общения и общие цели.

Выводы.

Помните, какие решения бы вы не приняли в детстве, вы всегда можете сделать пере решение, т.е. принять новое решение исходя из ваших сегодняшних реалий, убеждений и ценностей.

Учитесь распознавать игры власти, анализируйте, думайте, контрактируйте отношения, что поможет вам обезопасить как себя, свой бизнес, так и своих близких.

 

© Роксана Ящук – CTA-P-EATA/ITAA. Президент УСТА.

 

 

 

 

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку