Актуальный вопрос в период самоизоляции, когда все дома. Мамам и папам надо работать на дому, а детям проще всего включить мультики.
И всё же: какие мультфильмы включать?
Существует расхожее мнение, что в принципе любой мультфильм, транслирующийся по ТВ, можно дать смотреть ребёнку. И ничего страшного в этом нет.
Я же, как специалист, склонный анализировать факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка, не могу с этим мнением согласиться.
Ко мне нередко обращаются родители с проблемами у детей: гиперактивности, расторможенности, эмоциональной неустойчивости, страхов и т.п. Конечно, причины подобных явлений могут выходить за пределы психологии и оставаться в ведении медиков. Но чаще причины оказываются комплексными, когда на фоне неврологических предрасположенностей, мозг нагружают некачественной визуальной продукцией. К счастью, в большинстве случаев бывает достаточно грамотно выстроенной психологической работы. Поэтому когда я вижу пришедшего ко мне ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста со смартфоном в руках, я задаю вопросы его родителям: "Во что он играет? Что он смотрит там?" И получаю важную информацию. Однако такое поведение "на лицо" бывает не часто. И информацию приходится собирать на консультации по крупицам. Ведь зачастую приводят к нам на занятия "вылощенного" ребёнка. Понятно, что все мы хотим быть хорошими родителями, тем более в глазах окружающих. И порой родители даже не подозревают, что через "безобидные" игрушки/мультики в смартфоне ребёнок может получить такую порцию негатива, что потом могут понадобиться годы коррекционной работы.
Итак, если не уходить в крайние случаи и не брать во внимание пока весь спектр "развлекательных" услуг наших гаджетов, а оставаться в рамках вопроса: каким должен быть хороший мультфильм, то я бы выделила несколько критериев.
Однажды слушая довольно известного психолога, Ковалёва С. В., я обратила внимание на его высказывание о том, что самыми полезными мультфильмами можно считать (и это доказано психологами, с его слов), отечественную мультипликационную продукцию 50-хх гг. XX в. Зацепившись за эту мысль, я решила попробовать проанализировать, что есть в анимации тех лет, и чего не достаёт в современной мультипликации.
То, что мультипликация - искусство, способное воздействовать на психику, не является ни для кого секретом. Поэтому предлагаю проводить оценку мультфильмов, анализируя качество тех или иных средств воздействия. Хорошими мультфильмами можно считать те, в которых присутствуют:
- визуальные средства воздействия: эстетически приятные изображения с соблюдением естественных пропорций тел людей, животных и др., вплоть до одежды, внешнего вида и эмоциональных выражений положительных и отрицательных персонажей (чёткое разделение одних и других);
- семантические средства: наличие смысла(ов) мультфильма (цели), нравственность (поощрение добра и порицание зла), наличие развёрнутых диалогов/монологов с соблюдением правил русского языка, трансляция разных моделей поведения соответственно возрасту и полу персонажей (отсутствие смешения гендерных ролей);
- технические средства: наличие плавных переходов между кадрами, отсутствие частой смены кадров.
Конечно, и среди современных мультфильмов есть заслуживающие высоких оценок, но, как правило, родителям, некогда заниматься их анализом. И тогда я предлагаю им показывать наши прекрасные добрые мультфильмы (проверенные временем и психологическим анализом отдельных специалистов, и даже учёных) вместо сомнительной современной анимации, но они нередко говорят мне о том, что их дети не будут их смотреть, т.к. привыкли к более динамичным мультфильмам.
Проводя развивающие занятия и классные часы в начальной школе, я убедилась на собственном профессиональном опыте, что это не так. Показав во 2-х и 3х классах детям на занятии мультфильм "Друзья-товарищи" (1951 г.), я зафиксировала тот факт, что смотрели все, кроме одного ученика, на которого педагоги повесили ярлык "гиперактивного". И я уже было готова была признать своё поражение и смириться с тем, что, видимо, восприятие некоторых детей настолько адаптировано к современным "скоростным" анимационным продуктам, что не смогут они смотреть качественные продукты прошлых лет. Но когда настало время обсуждения мультфильма, самое активное участие в нём принимал именно этот "гиперактивный" мальчик. Очевидно, что без двигательной активности он просто не мог его воспринимать. Но ведь воспринял и усвоил важные моменты не хуже других детей. Так же мы смотрели с ребятами мультфильм "Волшебный магазин" (1953 г.) И результат был примерно такой же.
Какими могут быть результаты просмотра ребёнком качественной мультипликационной продукции?
Прежде всего нужно предупредить, что во всём важна мера.
Чем реже ребёнок будет сидеть перед экраном и чем больше он будет играть, общаться с другими детьми и взрослыми, гулять, тем гармоничнее будет его развитие. Чем позже ребёнок начнёт смотреть мультфильмы, тем лучше. До 1 года уж точно не следует усаживать ребёнка перед телевизором!
Однако можно перечислить некоторые несомненные плюсы отечественных мультфильмов середины прошлого столетия:
- развитие эстетического вкуса за счёт эстетически приятных визуальных воздействий,
- развитие музыкального слуха благодаря восприятию качественной музыки,
- гармонизация эмоционального состояния за счёт гармонично выстроенной композиции, наличия приятной музыки, отсутствия резких звуков,
- усвоение норм поведения в социуме благодаря разделению понятий добра и зла,
- развитие речи благодаря восприятию развернутых диалогов/монологов и смысловому наполнению мультфильмов,
- развитие воли за счёт усилий, которые ребёнку приходится (зачастую неосознанно) вкладывать для прослушивания развёрнутой речи, классической музыки, неспешному разворачиванию событий и т.д.
В завершение добавлю ещё один случай, описанный моей коллегой.
Открыв свой семейный центр, эта женщина очень внимательно относилась к развитию своих детей. К слову сказать, сейчас она открыла свою мини-начальную школу. Так вот она рассказывала, что своей старшей дочери показывала исключительно советские мультфильмы. И когда та попросила сводить их с подружкой в кино на "Мадагаскар", мать была сильно удивлена, но в просьбе не отказала. Как вы думаете, сколько времени смогла высидеть перед этим мультфильмом её дочь (на тот момент младшего школьного возраста)? Всего 15 минут!! Согласитесь, и то немного! Мне и для себя включать его не хочется!
Моя коллега с дочерью и её подружкой нашли удовлетворяющее (насколько это возможно) всех решение: подружка досмотрела мультфильм до конца, пока мать с дочерью ожидали её в вестибюле кинотеатра.
Данная статья является результатом практического опыта психолога и мамы, и не претендует на строгую научность.