Я не хочу уходить, пока я добросовестно не реализую свой талант и не выращу семя, которое было во мне посеяно…Я же плодовое дерево и земледелец, возделывающий посев…Осознав это, я стала серьезней и тверже духом.
Кэте Кельвиц
Ребенок обладает врожденной привязанностью, которая выражается в плаче, сосании груди, способности хватать, в улыбке, лепете. Первоначальный потенциал привязанности во всей силе себя проявляет до трех лет, развиваясь и претерпевая изменения вплоть до подросткового возраста, когда «птенец» активно выглядывает из гнезда и время от времени покидает его. Привязанность взрослого человека – отражение его раннего детского опыта. При оптимальном стиле поведения матери при заботе о ребенке образуется пара, любящая друг друга и радующаяся друг другу. Это отношения, в которых оба испытывают радость и удовольствие. Ребенку очень важно чувствовать себя объектом радости, удовольствия и гордости матери. Каждому из этой пары необходимо почувствовать слияние друг с другом. Материнская забота о ребенке – это не расписание дежурств, а живой процесс человеческого взаимодействия, который меняет характер обоих.
В привязанности матери, которая любит, ребенок получает не только защиту, но получает надежный фундамент доверия, на котором строится его уверенность в себе и окружающем мире.
Отсутствие матери провоцирует у ребенка страх, печаль и раздражение. Депривированный со стороны матери человек склонен устанавливать тревожные или нестабильные отношения, которые могут превращаться в пагубную и разрушительную зависимость, чрезмерное «цепляние» за людей или, напротив, человек формирует контрзависимость, развивая ложную самодостаточность. Оба эти проявления, являются результатом депривации со стороны матери.
Балинт различает два типа нарушений в отношениях матери и ребенка: онкофилы, которые цепляются за объект, и филобаты, которые избегают объекта. Разочарование в первичном объекте привязанности приводит онкофила к постоянному хватанию за объект. Филобат самодостаточен и кажется уверенным в себе.
Оба ведут себя неадекватно перед лицом действительности, лишенные способности принять двойственность, лежащую в ее основе.
Люди с нарушенной привязанностью слишком бурно и болезненно реагируют на расставания, чрезмерно тревожатся по поводу потери, патологически переживают горе.
Тереза Авильская сравнивала отношения с Богом с отношениями матери и ребенка и говорила, что человек возносится в Боге подобно тому, как младенец возносится к материнской груди. Приблизительно об этом говорит Винникотт: «Основой способности к установлению отношений является достаточно хорошая мать. Для ребенка, начавшего жизнь таким образом, идея доброты или идея устойчивого, обращенного к нему родителя или Бога приходит совершенно естественно».