Психологический порлат Psy-practice

Мать-Мачеха-Фея

Мать-Мачеха-Фея
автор: Ирина Янчева-Карагяур

(С благодарностью и любовью моей дорогой маме!)

Эти строки я решила посвятить анализу любопытной, с психологической точки зрения, линии в волшебных сказках: авторских или народных.
Я говорю о линии «Мать-Мачеха-Фея».
В сказках это три разных женщины, три отдельных персонажа.

Первый - Мать.
Какие ассоциации вызывает у нас это слово?
“Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама…”,
“Мама, будь всегда со мною рядом; мама, мне ведь большего не надо…”
,
“С кем первым мы встречаемся, придя на белый свет? –Так это наша мамочка, ее милее нет…”,
“Поговори со мною, мама…”


С чем прежде всего мы связываем образ матери?
С заботой и добротой, нежностью и преданностью, теплом и самое важное - безусловной любовью . “Люблю и принимаю тебя за то, что ты существуешь, за то, что ты есть!” Любимое безусловной любовью дитя переживает ощущение: “Я любим, потому что существую, потому что это Я! Нет необходимости что-либо предпринимать, чтоб быть любимым. Нет нужды в делах и заслугах. Достаточно просто быть!”

Материнская (безусловная) любовь помогает формированию способности к Любви у самого ребенка.Эта способность с ее производными - первичными способностями, как их определяет основатель позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан: нежностью, принятием, добротой, доверием, терпением, надеждой, верой, контактом, смыслом и др.- будет служить ребенку и в будущем, когда на повестку дня выступит другая важная способность - способность к Познанию.

Как пишет Эрих Фромм в своей книге “Искусство любить”, материнская любовь не только не нуждается в том, чтобы быть заслуженной, но она и не может быть заслуженной. То есть, или она существует, или ее нет. Невозможно вызвать ее, спровоцировать, взять под контроль… “Когда она есть, это равно блаженству, но когда ее нет, то словно все прекрасное ушло из жизни, и я не могу ничего сделать, чтоб создать эту любовь.”

Именно здесь мы и перейдем к следующему образу - Мачехе.

Обыкновенно в сказках что-то случается с Матерью: она умирает, погибает, или ребенка отнимают у нее. Одновременно с потерей (образа) Матери уходит и ее безусловная любовь. На место Матери заступает Мачеха. И теперь в большинстве сказок перед подрастающим героем сказки встает масса условий, требований, исполнение которых, с одной стороны, предполагает, но и часто ставит под вопрос: выживет ли “сиротинушка”? И чтобы выжить она трудится, преодолевает, постигает, делает невозможное…

Какова же роль требовательной и неумолимой Мачехи в судьбе маленькой героини сказки?
Давайте попробуем дистанцироваться от ее “злой” сущности. Что еще мы видим? Обучение, создание полезных навыков ведения хозяйства, заботы о доме и его обитателях. Падчерица должна уметь убирать, воду носить, готовить, шить, ткать и т.д. “тотчас!”, “за одну ночь”, в точно установленный срок, без баловства и лени, без “не могу, не хочу, сделаю потом!”. Хорошие умения и привычки, вам не кажется?
И тут я снова обращусь к Н.Пезешкиану. По всему видать, функция Мачехи - сформировать у ребенка вторичные способности под знаменателем “Способность к Познанию”: порядок, точность, бережливость, верность, благонадежность, чистоту, пунктуальность, аккуратность, обязательность, усердие, исполнительность и т.д.. Это период структурирования содержания, полученного в материнский период. Мать условно заряжает содержанием, Мачеха - определяет структуру. Или еще метафора: Мать дает цвет, Мачеха очерчивает контур.

 

Интересно, как и здесь в мачехином периоде трудов, испытаний и невзгод, в сказки пробирается и образ Матери. Он является в лице разных существ - помощников: животных, птиц, насекомых или в образах неодушевленной природы, которая вдруг оживает и окружает героиню своей заботой и защитой, как “речка - кисельные берега” или “яблонька”.
Какой же смысл заключают эти существа-помощники?
Во-первых, становится очевидным, что дитя, вскормленное безусловной материнской любовью, умеет любить и других. В некоторых сказках мы встречаем два детских образа:
условно “плохой” - тот, кто не умеет любить, равнодушно и надменно проходит мимо страдающих животных, растений и так далее,
и “хороший”, который не проходит мимо, входит в контакт с будущими помощниками, даже и не ведая, что они будут таковыми, одаривает их любовью, добротой, теплом, заботой и другими “отблесками” хорошо оформленной  способности к Любви. Последняя - это и дар, и связь с Матерью, которая здесь представляется в облике печки с пирожками, молочной реки, животного и др.
Во-вторых, что естественным образом вытекает из первого, скрытый смысл волшебных помощников - показать и то, что формирование способности к Познанию (уже упомянутые вторичные способности) не осуществляется настолько успешно без стабильной опоры в способности  к Любви.
Тут можно вспомнить и о «Теории привязанности Боулби», который акцентирует  внимание на том, что, чем надежнее была привязанность между матерью и ребенком, тем лучше развита у ребенка способность к эксплорации.
Можно бросить взгляд и на «Теорию драйвов Фрейда», на переплетение Либидо и Мортидо. Живительная Мать и уничтожающая и кастрирующая Мачеха. Если  в свое время Мать сделала свое дело, Мачеха не так страшна…

Необходимо подчеркнуть и еще одну важную роль злой Мачехи - сепарирующую.
Сказочные сюжеты часто сталкивают “сиротинушку” с изгнанием из дома. Мачеха посылает за “птичьим молоком”, “подснежниками посреди зимы” или уж совсем решает извести падчерицу…Другими словами, если существует надежная база - Материнская любовь, которая выражается в сердечности и доброжелательности героини, тогда найдутся силы (помощники) и для самых непосильных заданий злой Мачехи, которая, прямо или нет, занялась обучением ребенка.
“Одна из основных задач матери - подготовить ребенка к отделению от семьи.”
Ирвин Ялом «Хроники одного исцеления.»

Очень важно, чтобы на определенном этапе развития мать позволила ребенку настоящее отделение. Я говорю не столько о физической стороне вещей, хотя и она имеет значение, сколько об эмоциональной. Сепарация - это истинное испытание, без которого не может быть осуществлено настоящее созревание индивида.

 

Мать?
Не говорим ли мы сейчас  о Мачехе?
Немного терпения, и все встанет на свои места!

Последний образ - Фея.

Дарующая, спасающая, благословляющая, инициирующая. Она посвящает девушку в новую роль, в нежные и трепетные тайны женственности, внушая послание: “Ты - женщина!” - привлекательная, соблазнительная, способная любить, творить, быть любимой, супругой, будущей матерью. Она  благословляет союз с Принцем, Сильным человеком, Королевским сыном...

Возьмем, к примеру, Золушку. Фея помогает ей стать самой красивой и чарующей, одевает ее в самые прекрасные наряды, к которым прилагает удивительные аксессуары. И одновременно с этим очерчивает определенные границы и строго наказывает: “Не забывай уйти с бала в установленный час, иначе….”, и следуют пугающие предупреждения: ”Твоё платье превратится в лохмотья, хрустальные туфельки - в деревянные башмаки…”

И вот, ВНИМАНИЕ!
Не напоминает ли нам последнее грозящую пальцем злую Мачеху с ее твердыми взысканиями? А первое? Неужели не любящую Мать, готовую сделать все самое доброе и прекрасное для своей дочери?
Что же происходит? Что объясняют нам сказки этими тремя образами?
По-моему, еще одна теория успешно освещает это сказочное явление.  Теория Мелани Кляйн и введенные ею понятия “доброй” и “злой” груди идеально соотносятся со сказочными образами Матери и Мачехи. Два отдельных образа. Это именно те, на которые младенец расщепляет сущность матери в своих незрелых представлениях: один - идеальный, любящий, присутствующий, обеспечивающий всем необходимым и когда необходимо, несущий удовольствие; другой - лишающий, ограничивающий, отсутствующий, фрустрирующий, несущий неудовольствие.

С течением времени (и сказки) ребенок постепенно начинает соединять два противоположных образа в один, и на определенном этапе развития его психика становится способной объять идею, что мать - она и “добра”, и “зла”. Она и любит, и ограничивает, и дает, и лишает, и разрешает, и запрещает, и заботится, и порицает… Точь-в-точь как сказочная Фея, которая сочетает в себе и материнскую, и мачехину стороны.

В сущности, Фея является синтезом образов Матери (тезиса) и Мачехи (антитезиса).

И еще… Если снова обратиться к позитивной психотерапии Н.Пезешкиана, а именно к трем стадиям интеракции, то Мать символизирует также Слияние, Мачеха - Дифференциацию, а Фея -Автономность.

Кроме того… Мать дает ребенку ощущение:“Я центр Вселенной, все вертится вокруг меня”. Мачеха поворачивает картинку обратной стороной, давая ребенку понять, что он прежде всего социальный индивид, который не только не центр, но и сам “вертится” вокруг чего-то большего, чем он сам. Фея соединяет обе стороны медали в одно целое - человек является и центром самого себя, вращаясь вокруг своей оси, что-то вращается вокруг него (подобно Луне вокруг Земли); одновременно с этим он принадлежит и чему-то большему: семье, группе, обществу, правилам и законам которых он должен подчиняться (как Земля вращается вокруг Солнца, подобно другим планетам системы).
Полноценное ощущение обоих центров - внутреннего и внешнего (Матери и Мачехи) - дает человеку чувство опоры “в двух ногах”, и как следствие - адаптивность к реальности и силу творчества (символом которого является Фея).

Чтобы воспринять свою мать в свете образа Феи, инициирующей и благословляющей переход на новый этап развития (с его женственностью, продуктивностью, а также и автономностью), для героини важны две стороны вещей. Во-первых, сама дочь должна достичь той степени эмоциональной зрелости, в которой будет способна воспринимать свою мать в целостности (не “идеально хорошую” или “ужасно плохую”, а и такую, и другую - целую в своей разности).
Во-вторых, кроме того, что всякая мать, как уже стало ясно, должна быть в достаточной мере и мачехой, имеет значение эмоциональная зрелость самой матери.  Незрелость последней может существенно притормозить созревание дочери, и отношения обеих могут так и не достигнуть“феиного” этапа.

Как говорится: “Не воспитывайте своих детей, потому что они так или иначе будут похожи на вас. Воспитывайте себя.”
Признаюсь, я не поддерживаю так категорично первую половину утверждения “не воспитывайте детей”, но обеими руками “за” вторую часть - “воспитывайте себя!”

В продолжение и в подкрепление своей мысли процитирую Вирджинию Сатир:
“Если вы сами себе признаетесь, что не являетесь идеальным и вслед за этим продолжите учиться вместе с вашими детьми, их доверие к вам не уменьшится, а наоборот, возрастет.”

Поверьте, есть не так уж много родителей, доросших до продуктивного возраста и достигших оптимальной эмоциональной зрелости. Но это ни в коем случае не должно обескураживать нас. Напротив, стоит найти в себе силы признать свои слабости и лимиты и позволить себе продолжить личностный рост вместе со своими детьми, как советует В.Сатир. Детишки не обидятся на нас за это. Так у них появится возможность честно и открыто прикоснуться к человеческому несовершенству в родителе, соответственно, и в самих себе. А это исключительно важная ступень на пути взросления.

Фея, как уже было упомянуто, является символом и творческой матери (творческой личности вообще). Той, которая владеет волшебством трансформировать, преобразовывать, творить из того, что предлагает реальность (POSITUM в переводе с латыни означает «имеющий место», «данный», «фактический»). Отсюда выводим, что “ПОЗИТИВНЫЙ” означает “творящий из реальности” (а не “смотрящий через розовые очки”, как часто принято считать).

Снова обратимся к В. Сатир:
 “Творческая мать понимает, что трудности - это часть жизни, и старается находить креативные решения из всякой создавшейся проблемы в момент ее возникновения. Тогда как противоположный тип матери вкладывает всю свою энергию  в то, чтоб избежать проблем, а когда они все-таки появятся, она уже не располагает ресурсом справиться с таковыми.”

Какие практические идеи дает нам сказочная линия Мать-Мачеха-Фея?
Каждый родитель (независимо от пола) может взглянуть на себя с двух сторон своей родительской роли: как дарующий Любовь и обеспечивающий Познание. Две стороны роли первичного и вторичного родителя: Матери, любящей безусловно, и Мачехи, требующей и одновременно дающей знания.
Когда, в каких ситуациях, к кому, а также - сознательно или нет, мы оборачиваемся одной или другой своей стороной? Что приносит нам тот или другой поворот? Насколько все сбалансировано, какой отклик получает вовне? Если вы почувствуете слишком большую зацикленность на одной или другой роли, не бегите от этого ощущения...

Попробуйте всмотреться в него, разобраться и дать ему определенное место и пространственный объем в вашем внутреннем мире.

А теперь попробуйте выполнить упражнение.
Приготовьте 2 стула. Один из них будет стул Матери, другой - Мачехи. Расположите их, как вам покажется подходящим. Сядьте на первый, ну, например, Матери, закройте глаза, попробуйте вжиться в свою роль первичного родителя. Осмельтесь высказать свои ощущения. Вспомните какие-нибудь реплики из этой роли. Переместитесь на другой стул. Сделайте то же самое, не спеша. (Дайте себе время погрузиться в каждый из двух образов.)
Встаньте со стула. Сядьте где-нибудь в сторонке. Подумайте:
Как вы чувствуете себя сейчас?
На каком из стульев вам было естественней и комфортней?
Как вам такое положение вещей? Есть ли необходимость в том, чтобы что-то было несколько иначе? Что бы вам хотелось изменить? Как? Как вы представляете себе последствия такой перемены?

Еще упражнение. “В поисках Феи”.

Возьмите какую-нибудь затруднительную ситуацию из вашей жизни. Попробуйте рассмотреть ее с Мачехиной (-) и с Материнской (+) стороны. То есть, взгляните на ее минусы, отметьте и плюсы. Поищите пользу вреда, смысл симптома, смысл ситуации в целом. Очень люблю высказывание В.Франкла: “Страдание перестает быть страданием в тот миг, когда оно обретает смысл.”
Помните, Фея - (позитивность) не только исполнительница желаний, она и та, кто ставит нас перед лицом испытаний.

Вопросик на засыпку. :)) А знаете, почему Ленивица не была одарена Морозко (который является чем-то вроде Феи мужского пола), как Трудолюбивица? Почему сестры Золушки или Крошечки-Хаврошечки так и не стали принцессами (невестами, женами, матерями)? Догадались?
Правильно! У них когда-то была Мать, но никогда не было Мачехи! А где нет Мачехи (испытаний), там не случится и Феи - ее даров, благословений, преобразований, настоящего позитивного.

Желаю вам найти Фею внутри себя, а также найти и свою волшебную палочку, символизирующую ваш собственный дар и смелость преобразовывать, трансформировать, креативно адаптироваться, создавать, творить с помощью ваших актуальных способностей из всего, с чем вы соприкасаетесь, а почему бы и не из идей, предложенных в этих строках?!

Вероятно, вам не будет так уж легко. Пишите! Или... Смело обратитесь к позитивному терапевту или консультанту в вашем городе. Вам с радостью помогут.
Желаю удачи!


 
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку