«Иметь недостатки — не значит быть плохим!» (с)
А ведь у большинства из нас сидит внутри установка о том, что «Я хороший, если у меня нет недостатков». Я хороший, если я приношу хорошие оценки/ не завидую/ не вру/ отношусь ко всем с добром… А если я хороший – то, автоматически, я имею право жить.
А если я сделаю что-то плохое – не уступлю девочке место/ прищемлю кошке хвост (потому что таким образом отыграю на ней свою обиду, которую не смог выразить обидчику)/ не отдам лишнюю гривну, которую мне по ошибке дали в супермаркете и т.д. – то я автоматически становлюсь плохим. Я совершил плохой поступок, значит – я плохой и больше не имею права на жизнь.
Когда родитель даёт стоящему перед ним ребёнку очень жёсткий посыл: мы тебя любим только хорошим, а плохим не любим – ребёнком такое положение вещей воспринимается как угроза его жизни. Ребёнок перестаёт чувствовать свою безопасность – ведь если он сделает что-то плохое, то в этом случае ему «больше не жить» потому что, такой как он, просто не имеет права этого делать!
А ведь у большинства из нас сидит внутри установка о том, что «Я хороший, если у меня нет недостатков». Я хороший, если я приношу хорошие оценки/ не завидую/ не вру/ отношусь ко всем с добром… А если я хороший – то, автоматически, я имею право жить.
А если я сделаю что-то плохое – не уступлю девочке место/ прищемлю кошке хвост (потому что таким образом отыграю на ней свою обиду, которую не смог выразить обидчику)/ не отдам лишнюю гривну, которую мне по ошибке дали в супермаркете и т.д. – то я автоматически становлюсь плохим. Я совершил плохой поступок, значит – я плохой и больше не имею права на жизнь.
Когда родитель даёт стоящему перед ним ребёнку очень жёсткий посыл: мы тебя любим только хорошим, а плохим не любим – ребёнком такое положение вещей воспринимается как угроза его жизни. Ребёнок перестаёт чувствовать свою безопасность – ведь если он сделает что-то плохое, то в этом случае ему «больше не жить» потому что, такой как он, просто не имеет права этого делать!
То есть, внутри него образуется связка: «мой поступок = моё Я».
И если мой поступок хороший – значит, «Я = хороший».
А если мой поступок плохой – то «Я = становлюсь всецело плохим». Ведь хороших детей любят родители и дарят им подарки, а плохих не любят и отдают их бабе яге (т.е. отвергают их и лишают дома и безопасности).
Родитель действует из благих побуждений, желая научить своё чадо нормам человеческих добродетелей, но забывает (а, чаще всего, внутри себя это тоже не разделяет), что через поступки ребёнка проявляется только какая-то часть его личности/ только часть его целостного «Я».
«Я» любого человека – огромно и разнообразно. И вся его целостность изначально имеет право на существование.
Раз ты родился – значит, имеешь право жить!
И коль мы хотим учить детей доброму и хорошему – то необходимо давать оценку не личности ребёнка, а его поступку! В базовой установке ребёнка должно быть понимание, что с ним всё в порядке и он в безопасности. И что родители от него не отвернутся только лишь потому, что он сделал что-то плохое!
Другое дело, что за свой поступок он будет нести ответственность…
И тут также поднимается вопрос Вины и Ответственности. На базе чего мы воспитываем своих детей? Стыда/ вины/ отвержения или ответственности и принятия?
«Я люблю Тебя, но твой поступок очень плох...» или просто: «Ты плохой!»
Прислушайтесь к своим ощущениям, как если бы это сказали вам.. Что с вами происходит?
В первом случае ребёнку будет неприятно осознавать, что он совершил нечто не очень хорошее, но это не будет восприниматься ребёнком как трагедия. Потому что, когда мы разделяем личность живого ребёнка и его поступок – мы перестаём отвергать ребёнка целиком. И базовая установка о том, что он (в своей сути) «хороший» – у него не меняется, а вот поступок его мог бы быть другим...
А если мой поступок плохой – то «Я = становлюсь всецело плохим». Ведь хороших детей любят родители и дарят им подарки, а плохих не любят и отдают их бабе яге (т.е. отвергают их и лишают дома и безопасности).
Родитель действует из благих побуждений, желая научить своё чадо нормам человеческих добродетелей, но забывает (а, чаще всего, внутри себя это тоже не разделяет), что через поступки ребёнка проявляется только какая-то часть его личности/ только часть его целостного «Я».
«Я» любого человека – огромно и разнообразно. И вся его целостность изначально имеет право на существование.
Раз ты родился – значит, имеешь право жить!
И коль мы хотим учить детей доброму и хорошему – то необходимо давать оценку не личности ребёнка, а его поступку! В базовой установке ребёнка должно быть понимание, что с ним всё в порядке и он в безопасности. И что родители от него не отвернутся только лишь потому, что он сделал что-то плохое!
Другое дело, что за свой поступок он будет нести ответственность…
И тут также поднимается вопрос Вины и Ответственности. На базе чего мы воспитываем своих детей? Стыда/ вины/ отвержения или ответственности и принятия?
«Я люблю Тебя, но твой поступок очень плох...» или просто: «Ты плохой!»
Прислушайтесь к своим ощущениям, как если бы это сказали вам.. Что с вами происходит?
В первом случае ребёнку будет неприятно осознавать, что он совершил нечто не очень хорошее, но это не будет восприниматься ребёнком как трагедия. Потому что, когда мы разделяем личность живого ребёнка и его поступок – мы перестаём отвергать ребёнка целиком. И базовая установка о том, что он (в своей сути) «хороший» – у него не меняется, а вот поступок его мог бы быть другим...
Во втором случае, когда мы просто даём оценку всей личности ребёнка – мы изначально «рубим» его Я под самый корень и постоянно ставим под сомнение его базовое ощущение «Я Есть!».
На самом деле «Я Есть» существует вне наших поступков и оно связывает нас с силой жизни.
«Раз я родился – значит, Я Есть».
«Раз я родился – значит, имею право жить и быть таким, какой я есть».
«Я несу в себе огромное сочетание качеств всего человеческого опыта и, при этом, я являюсь неповторимым и уникальным человеком».
На самом деле «Я Есть» существует вне наших поступков и оно связывает нас с силой жизни.
«Раз я родился – значит, Я Есть».
«Раз я родился – значит, имею право жить и быть таким, какой я есть».
«Я несу в себе огромное сочетание качеств всего человеческого опыта и, при этом, я являюсь неповторимым и уникальным человеком».
Нам всем внутри себя важно ощущать своё незыблемое «Я Есть». Тогда мы, в первую очередь, не будем отвергать себя, и из нашего принимающего отношения к себе будет рождаться принятие индивидуальности нашего ребёнка.