Тема нежелания иметь детей не оставляет многих людей равнодушными. К этой теме сохраняется большой интерес, потому что сама эта идея противоречит природе.
Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри.
Выделяют два основных типа чайлдфри и два типа людей, которые можно так же отнести к чайлдфри, но уже с натягом:
1. Люди, которые с неприязнью относятся к детям и ко всему, что с ними связано. Самые ярые противники.
2. Люди, которые считают, что дети – это обуза, помеха. Отличие от первого типа в том, что не то, что они совсем не любят детей, а считают, что им без них хорошо.
3. Люди, которые часто меняют решение – то хотят детей, то не хотят. Но в условиях современной контрацепции так детей и не имеют.
4. Люди, которые откладывают рождение детей по причине того, что ставят карьеру на первое место, пытаясь многого добиться, но время идет и их «потом» перерастает в «никогда».
Все четыре типа людей предъявляют обществу аргументы в защиту своего нежелания иметь детей. Они могут быть как гибкими, так и жесткими, демонстративными. Эти мотивы за счет защитных механизмов психики рационализуются и впоследствии выглядят простыми. Вот некоторые из них:
«Если кто и добивается успеха с детьми, то вопреки, а не благодаря»
«Растить детей просто нерационально»
«Я лучше себе собаку заведу/карьеру построю»
«Почти все, кто заводит детей, - сдавшиеся, безамбициозные люди»
«Не хочу приносить себя в жертву»
«Зачем на это тратить свое время?»
«Мне достаточно наблюдений за своими племянниками, спасибо!»
Как правило, решение не иметь детей принимается чайлдфри парой. Такие пары характеризуются высоким уровнем образованности. Люди в таких парах более востребованы как профессионалы, имеют более высокий доход (оба супруга), менее религиозны, более эгоистичны, менее склонны к соблюдению гендерных ролей.
Откуда берет корни этот феномен? Конечно же, из детства, а точнее от матери.
Если мать не согласна со своей сущностью, не принимает свой пол, свою женственность, свое тело, то она не дает ребенку почувствовать себя самого в согласии со своим полом. Или же в семье родилась девочка, а мать хотела мальчика. И здесь снова идет отвержение ребенка. Сценарий разворачивается по двум вариантам:
1. Мать: «Я не могу дать». Потому что не это не привили, мне это не дали, у меня этого не было в детстве, у меня такая же мать, меня не наряжали в платьица и не заплетали красивые прически, меня стыдили за мою короткую стрижку, джинсы, косо смотрели на мою такую же мать… Идет блокировка своего образа – «раз не дают, значит мне это не нужно».
2. Мать: «Я не хочу этого давать». Потому что хотела мальчика, потому что ты не соответствуешь моим ожиданиям, я сама буду женственной, но тебе этого не передам, конкуренция, зависть матери по отношению к взрослеющей дочери.
В обоих вариантах присутствует травма отверженности, которая впоследствии имеет большое значение в принятии решения отказа от материнства:
Отвержение формирует стыд (непринятие себя и своей семьи, я не такая, как все)
Отвержение формирует мазохистические ориентации (не буду беременеть, заводить детей, и пусть мне самой будет плохо, я вообще недостойна воспитать детей)
Отвержение формирует месть (не буду рожать и не ждите, буду наказывать родителей, у них никогда не будет внуков)
Отвержение формирует чувство уникальности (что было в моей семье, лучше не повторять, никому такого не пожелаю)
Как правило, матери в своем отвержении не ведут разговоры со своими детьми на темы: «планируешь ли ты свою семью, детей, а как будет у тебя, когда у меня уже будут внуки – так хочется…». Другими словами, отсутствует материнское сопровождение, которое особо важно для девочек. Более того, в семье идут разного рода посылы: «Не рожай, зачем оно тебе?», «Вот я родила, и что?», «Не выходи замуж».
Фундамент, на котором строится феномен отказа от материнства можно отразить в следующем положении:
Наличие глубинных проблем в детско-родительских отношениях, такие как непринятие пола ребенка, его особенностей, темперамента, внешнего вида; проблемы родителей, которые они решают за счет ребенка; травмы привязанности и развития ребенка, нарушение базового доверия к миру.
Хочу обратить внимание на то, что у детей из неблагополучных семей, тоже могут быть свои семьи. Это значит, что у ребенка хватило своих внутренних опор и ресурсов для того, чтобы переступить через свой детский опыт, найти человека, с которым появляется желание эту семью создать и воспитать детей. И таких примеров не мало.
Вернемся к феномену. Чаще всего женщины обесценивают материнство за счет своей идеализации. Им кажется, что материнство – это принесение себя в жертву, что это какая-то сверх-задача, что надо быть идеальной мамой, не совершать ошибки, а если я такой не могу быть, то значит мне детей и не нужно. Откуда берется этот идеальный образ? Если у женщины отсутствовал образ обычной матери, которая может совершать ошибки и быть неидеальной, женщина начинает черпать из разных источников и формировать в себе этот образ, которому потом очень сложно соответствовать. Но на самом деле, как считал Д.Винникотт, мать должна быть «достаточно хорошей».