Психологический порлат Psy-practice

Как становятся жертвой преступления?

Почему личность становится жертвой преступлений? Это роковая случайность и стечение обстоятельств, «наказание высших сил» за грехи и злодеяния или некая врожденная или приобретенная предрасположенность к этому?

В криминологии и в юридической психологии для более полного понимания обстоятельств, причин и условий преступления, всегда принимается во внимание личность потерпевшего, а именно особенности его поведения, которые предшествовали или происходили во время совершения преступления. Например, пре­ступные действия обвиняемого могут быть вызваны неправомерными, неосмотрительными или легкомысленными действиями потерпевшего (далее уйду от юридической терминологии и буду использовать термин «жертва преступления»). Поведение жертвы относится к объективным признакам состава преступ­ления и может влиять на вину обвиняемого, а иногда и исключать ее.

Лица, рискующие оказаться жертвами преступления, ведут себя по-разному: агрессивно или иным провоцирующим образом; пассивно, уступают насилию; проявляют полное непонимание уловок преступников или элементарную неосмотрительность. Их поведение может быть правомерным или, наоборот, правонарушающим и даже преступным, а вклад в механизм преступления как минимальным, так, при определенных обстоятельствах, и решающим.

Агрессивные жертвы. Эту группу составляют жертвы, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или других лиц (агрессивные насильники) или агрессии в иных формах – оскорблении, клевете, издевательстве и т. д. (агрессивные провокаторы).
Активные жертвы. В эту группу входят жертвы, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные самопричинители.
Инициативные жертвы. В эту группу входят жертвы, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств.
Пассивные жертвы. В эту группу входят лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: объективно не способные к сопротивлению (стабильно или временно), объективно способные к сопротивлению.
Некритичные жертвы. В эту группу входят лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, в том числе психически больные, некритичные без очевидных «формализованных» качеств.



Приверженцы психоаналитической парадигмы объясняют предрасположенность стать жертвой наличием бессознательного чувства вины или стыда и желания быть наказанным, а также проекцией собственных агрессивных импульсов на преступника, что может приводить к его вынужденной агрессивной реакции, и, таким образом, к опосредованному удовлетворению этих импульсов.

Люди, сознательно или бессознательно избирающие социальную роль жертвы (установка на беспомощность, нежелание изменять собственное положение без вмешательства извне, низкая самооценка, запуганность, повышенная готовность к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества и общины) чаще вовлекаются в различные криминогенные кризисные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия, поддержки со стороны, оправданности ролевой позиции жертвы.

Существует научное направление, которое занимается изучением жертв преступления - виктимология. Зарождение этого научного направления связывает с такими авторами как Ганс фон Гентиг и Бенджамин Мендельсон.

В отечественной виктимологии существует такой термин как виктимность (или виктимогенность), т.е. приобретенные человеком физические, психологические, социальные черты и признаки, которые, могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления. Другими словами,  это особое свойство пострадавшего от преступления лица, состоящее в его предрасположенности стать, при определенных обстоятельствах, жертвой преступления.

Принято выделять психологические аспекты виктимности (специальную виктимность) и виктимность общую, связанную с полом, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы.

 
 

Например, в ряде исследований установлено, что:

▪ жертву убийства характеризуют неосмотрительность, чрезмерная рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм, злоупотребление спиртным, зачастую жертва знакома с преступником 
▪ жертвы истязаний в большинстве случаев знакомы с преступником и находятся в той или иной зависимости от него (жена, сожительница, ребенок, мать); по характеру они часто слабовольны и не имеют устойчивых жизненных позиций, сформированных интересов, порой ведут аморальный образ жизни, нередко их социальный статус выше статуса истязателя
▪ жертвы мошенников чрезмерно доверчивы, некомпетентны, легковерны, в ряде случаев жадны или испытывают материальные трудности, нередко суеверны.

Подвергая тщательному анализу список черт жертв разных категорий преступлений, можно привести так же массу примеров, когда жертвами могут становится и лица, не обладающие указанными чертами.

Отдельно хочу остановиться на данных относительно жертв сексуальных преступлений, как наиболее изученной категории.

В свое время, М. Амиром была предложена концепция так называемой способствующей жертвы, которую автор разработал на основании изучения ряда дел по изнасилованию.  В частности, Амир использовал термин «изнасилования, спровоцированного жертвой». «Провокацию» можно обнаружить в случаях, когда жертва, с точки зрения насильника, дала неявное согласие на секс или позволила поместить себя в опасную или уязвимую ситуацию. В частности, исследователь предложил относить к «провокациям» употребление алкоголя, согласие сесть в машину незнакомого мужчины, согласие на ту или иную форму сексуального взаимодействия, а также недостаточно решительное сопротивление насильнику. Амир заключил, что «так или иначе, жертва всегда является причиной преступления».

Позже этот список черт жертв сексуальных преступлений был дополнен другими авторами:

отсутствие чувства безопасности, чувство собственной незащищенности (со стороны семьи, государства, общества в целом);
 неразборчивость в знакомствах;
эксцентричность;
черты фатализма;
робость, скромность, нерешительность и страх, делающие жертву неспособной оказать сопротивление насильнику;
личностная незрелость, инфантильность;
выраженная податливость внушению;
наличие «плохой репутации»;
легкомысленность, отсутствие опыта половых отношений.

Женщины чаще становятся объектом сексуальной агрессии из-за своей половой принадлежности. Кроме того риск стать жертвой сексуальных преступлений связан с   зависимым положением женщины от мужчины, связанным с контекстом культурных, социально-экономических и политических отношений, а также неблагоприятными условиями воспитания и наличием опыта насильственных отношений в родительской семье.

Было предложено различать два вида виктимного поведения, связанного с половыми преступлениями:

  • провоцирующее (толчковое) поведение жертвы, порождающее у преступника уверенность в доступности партнерши;
  • благоприятствующее поведение жертвы подразумевает морально небезупречное, облегчающее изнасилование поведение потерпевшей, формирующее у преступника предположение о возможности совершения полового акта с ее согласия.

Развитие концепции способствующей жертвы привело к другой крайности, а именно расширению  списка «провоцирующего» поведения, когда флирт с мужчиной, случайное знакомство и совместное проведение досуга с малознакомым мужчиной, слишком броская манера в одежде и пр. стали рассматриваться как виктимное поведение.

В результате, в адрес приверженцев этой концепции было брошено обвинение в том, что таким образом узаконивается мужская агрессивность и ущемляется половая свобода женщины:

«Единственная возможность для женщины-жертвы избежать обвинений — это жить в постоянном страхе, что каждый мужчина может оказаться насильником»

«Единственный нужный ингредиент для изнасилования, спровоцированного жертвой, — это воображение насильника»

«Представление о том, что жертвы домашнего и сексуального насилия «провоцируют» мужчин на совершение насилия, то есть, фактически, заслуживают своей виктимизации, принадлежит к патриархальному менталитету, который в действительности и лежит в основе таких преступлений. Обсуждение роли жертвы в совершённом в отношении неё насилии отвлекает внимание от структурных причин насилия над женщинами».

«Провоцирующие» факторы поведения жертвы в действительности являются таковыми не объективно, а в восприятии преступника. Используя категорию «провоцирующее поведение жертвы» (или «виктимное поведение»), мы тем самым оправдываем преступника».

В нашем сознании жертвами сексуальных преступлений являются женщины и дети, однако это не всегда так. Половые преступления по отношению к мужчинам также широко распространены, однако чаще страдают от посягательств со стороны других мужчин. Однако эта тема практически не освящается, как будто бы она вообще не существует.

Допущение, что совершение преступления может зависеть от поведения жертвы, подвергается острой критике как обвинение жертвы.

Обвинение жертвы, или виктимблейминг – возложение на жертву преступления, насилия или несчастного случая полной или частичной ответственности за совершенное в отношении нее нарушение или произошедшее несчастье.

С точки зрения социальной психологии, обвинение жертвы – это последствие  веры в справедливый мир. 

Вера в справедливый мир – это когнитивное искажение, при котором человек верит в то, что любое действие вызывает закономерные и предсказуемые последствия (Мелвин Лернер).

Т.е. другими словами, для того, чтобы мы ощупали подконтрольность окружающего мира и возможность оказывать влияние на него, нам нужно понимать причину происходящих несчастий с людьми. При этом важно, чтобы источником этих несчастий был сам человек, а не внешние или случайные факторы (или использование диспозиционной атрибуции для объяснения поведения другого человека). Это прекрасный способ избавиться от чувства внутренней тревоги и сделать этот мир, пусть хотя бы только в нашем воображении, более предсказуемым и управляемым. Вслед за религией («Это ему/ей за его грехи досталось!»), мы можем использовать и светские объяснения происходящих событий («Сам/сама виновата, нельзя быть таким/такой доверчивой!»).

Обвинение жертвы является одной из форм так называемой повторной виктимизации.

Повторная виктимизация – это ретравматизация жертвы сексуального или иного насилия, выражающаяся в реакции отдельных людей или институтов. Это, в частности, неуместное поведение окружающих после насилия, некорректные высказывания медицинских работников или других людей, с которыми контактирует жертва.

Так, в культурах с жесткими обычаями и табу по отношению к сексу и сексуальности жертвы изнасилований особенно сильно подвержены стигматизации. Например, общество может рассматривать жертву изнасилования  как «испорченную». В таких культурах повторная виктимизация может принимать формы общественного отвержения, изоляции или даже наказания жертвы, например, запрета на брак, принудительного развода (в случае, если жертва уже состояла в браке) или даже убийства.

Проблема виктимности крайне непростая и неоднозначная. Комплексный анализ компонентов виктимности, ее форм и проявлений в различных сферах социальной жизни позволяет глубже понять социальные и психологические корни отклонений от безопасного поведения, «создающих» жертв преступлений, определить особенности взаимодействия жертвы и преступника в механизме преступного поведения. Однако не все преступления можно предупредить. Велика роль девиантных черт преступника в формировании преступного умысла, когда другой человек становится жертвой преступления в силу случайного стечения обстоятельств. Важную роль в формировании преступных тенденций в обществе играет безразличие или даже лояльное отношение к правонарушениям со стороны общественности, каждого из нас. Когда мы сегодня закрываем глаза на несправедливость, "незначительные" правонарушения, то завтра это может привести к необратимым последствиям в больших масштабах.

"Одна из самых разрушительных тенденций, тянущаяся испокон веков, — наша привычка избегать моральной ответственности. Человек пытается игнорировать реальность. Выдает желаемое за действительное, черное — за белое, уродство — за красоту, несправедливость — за должное". (Мартин Лютер Кинг)

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку