Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Мотив "Змея" в работе с кризисными состояниями

Подписаться на автора Мотив "Змея" в работе с кризисными состояниями
21 Марта 2018 21:41:49
1433

Одним из эффективных методов психологической работы в кризисных ситуациях является  имагинальная психотерапия, а именно техники, опирающиеся на представление воображаемых образов. Так, Х. Лейнер, в рамках метода символдрамы, описывает возможности работы с кризисными состояниями, когда клиенту предлагается обратиться к воображаемому внутреннему проводнику или советчику. Таким внутренним помощником может быть человек, животное, сказочное существо или мифологическая фигура. Иногда такой помогающий объект появляется в воображении клиента спонтанно. 
В сложных жизненных ситуациях можно целенаправленно вызывать воображаемого помощника.
И. В. Боев и Я. В. Обухов в своей монографии «Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений» предлагают использовать в работе с кризисными состояниями мотив «змеи», которая в образах приходит на помощь к человеку в самые тяжелые моменты жизни.
Змея – очень глубокий, сложный и амбивалентный символ, оказывающий сильнейшее воздействие на человека. Использование мотива «змея» рекомендуется только в исключительных, очень сложных или критических жизненных ситуациях.
В символическом значении змеи можно выделить следующие важные составляющие:
Змея живет в земле, а земля - это мощный материнский символ. Мать-Земля, Великая Мать, прародительница и кормилица всего. Змея, как бы вышедшая из земли, – это символ плодородия, это материнский, женский символ, несущий материнскую энергию и жизнь. В то же время змея живет под землей и находится в контакте с подземным миром и тем самым несет агрессивную энергию сил подземного мира и тьмы. Змея символизирует все темное в человеке. Змея олицетворяет зло, искушение и грех.
Змея – посредник между небом и землей, между землей и подземным миром. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле. Змея хранит подземные сокровища и тайны. Змеи охраняют пороги, храмы, эзотерические знания.
Змея - это символ мудрости, знания и силы. Важно, что змея символизирует именно эмоционально глубокую женскую мудрость, согревающую и оживляющую духовность, отличающуюся от холодного мужского рационализма, режущего и острого. Это мудрость особого рода, творческое начало, любовь, космическое единство.
Змей – искуситель, участник грехопадения, враг Б-га. Этот библейский архетип живет в нас. Дьявол является в форме змеи. Облик змеи может служить личиной для злых сил, например, для ведьм и колдунов, символизируя зло и грех. Изображение змеи с женской головой символизирует искушение.
Ядовитый укус змеи несет смерть. В этом аспекте змея - это символ агрессии, коварства, хитрости, тьмы, зла, уничтожения и смерти. В то же время яд змеи может быть лекарством, неся исцеление. Поэтому змея – это символ медицины, спасения, исцеления. Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Таким образом, змея символизирует одновременно исцеление и яд, добро и зло, жизнь и смерть. Все зависит от количества и меры. Поэтому змея символизирует также меру.
Змея продолжает жить, периодически меняя и сбрасывая кожу. Поэтому змея - это символ обновления и воскрешения, возрождения духовного и физического. Змея считается источником инициации и омоложения. Мы можем использовать этот аспект символического значения змеи в ситуациях, когда чело- век находится в кризисе. Пример змеи как бы показывает нам: сбрось старую, отмершую оболочку, и ты сможешь жить дальше так же, как выживает змея, сбросившая кожу.
Змея, по К.Г. Юнгу, это фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, «муж всех женщин», символ фаллоса. И возможно страх змей обусловлен страхом перед фаллическим началом. В мифологии присутствие змеи часто связывается с беременностью. Многие женские божества изображаются со змеей в руке.
Змея символизирует изначальную инстинктивную энергию, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной.
Змея связывается с силой воды, она служит атрибутом всех речных божеств. Во многих космологических мифах змея – это изначальный океан, из которого все возникает и в который все возвращается, это первобытный недифференцированный хаос. Уроборос, змея, пожирающая собственный хвост («мой конец – это мое начало»), - символ цикличности проявления и обратного поглощения. Это единая совокупность всего, любых противоположностей, изначальное единство и самодостаточность. Уроборос олицетворяет вечное движение, вечно возвращаясь к самому себе. Змея, свернувшаяся кольцом или узлом, символизирует цикличность явлений, скрытую силу, динамичность, потенциал добра и зла.
Форму змеи,  свернувшейся  в основании  позвоночника в чакре  муладхара, имеет сила кундалини. Обычно она дремлет, но ее можно разбудить при помощи йогических и духовных упражнений. Тогда она начинает подниматься вдоль позвоночника, давая необыкновенную энергию.
Если обратиться к пре-, пери- и постнатальным переживаниям, то можно проследить связь страха змей с внутриутробным опытом и с травмой рождения, описанной Отто Ранком. У детей, обвитых при рождении пуповиной, статистически чаще встречается страх змей.
У змеи нет ног, она ползет на брюхе, она пресмыкается. Как существо, способное двигаться без ног и без крыльев, змея символизирует всепроникающий дух, как существо, проникающее в щели и расщелины, змея символизирует внутреннюю природу человека и совесть. В то же время ползающая на брюхе змея - это символ презрения. Змей называют гадами.
Обратимся теперь к технике использования мотива «змея» в психотерапии по методу символдрамы. Змея может возникать в образе пациента спонтанно. В этом случае к ней можно обратиться как к внутреннему советчику или проводнику. «Вызывать» образ змеи можно также и целенаправленно.
Техника работы с мотивом «змея» состоит в том, что вначале клиенту предлагается представить «луг». Поработав несколько минут по технике мотива «луг», клиента можно попросить оглядеться вокруг, посмотреть и прислушаться, есть ли где-нибудь поблизости змея, может быть, где-то будет слышен шелест или шорох, который указывал бы на приближение змеи? После этого в воображении клиента, как правило, появляется змея. Психотерапевт просит клиента описать змею. При этом можно использовать технику  - контакт «глаза в глаза». Через глаза змеи можно многое понять о себе.
Клиент может о чем-то спросить змею или попросить о какой-то помощи. Змея может уползти и принести то, что клиент у нее просит, а может сама накапать свой яд (на ладонь, на траву, на листик). Клиент может попробовать яд или принесенное лекарство. Следует расспросить клиента, как он ощущает действие яда во рту, в горле, в пищеводе и животе, что он чувствует в кончиках пальцев рук, в коленях, в ногах, как он ощущает лоб, щеки, голову.
В конце сеанса можно предложить клиенту поблагодарить змею, что-нибудь для нее сделать, например, угостить ее молоком и медом. Когда змея будет пить молоко и есть мед, клиент тоже может сделать вместе со змеей глоток молока и попробовать мед (например, можно опустить в мед палец и потом облизать его). Здесь также важно расспросить клиента, как на ощущение яда в теле налагается ощущение меда и молока, что клиент чувствует в различных частях тела. И яд, и молоко, и мед – это различные части личности клиента, точно также как сама змея – это часть тех сил и структур, которые есть внутри человека. Яд, который дала змея, а также молоко и мед, – это какой-то внутренний ресурс, источник сил. Поэтому важно, чтобы клиент их глубоко ощутил. В основе наших проблем часто лежит внутренняя диссоциированность, расщепленность личности. Внутри нас диффузно рассеяны силы, которыми мы не можем воспользоваться. Благодаря работе с мотивом «змея» мы получаем возможность соединить наш собственный внутренний яд (который может быть одновременно и ядом, и лекарством) с внутренним медом (символизирующим сладость, радость и удовольствие) и молоком (символизирующим материнскую любовь и эмоциональное тепло). Змеиный яд, мед и молоко широко используются в различных обрядах инициации и хтонических культах. Работа с мотивом «змея» инициирует таким образом человека к новой жизни.
Представление мотива «змея» помогает клиенту обрести силы, внутренние ресурсы, разрешить наиболее тяжелые конфликты и проблемы. Можно рекомендовать использование этой техники символдрамы для психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях: после тяжелых операций, при испытаниях, сомнениях, когда человек испытывает отчаяние. Взаимодействие с воображаемой змеей по описанной методике помогает справиться с этими ситуациями.
Источник: Боев И. В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений : монография / И. В. Боев, Я. Л. Обухов. – Ставрополь : Сервисшкола, 2009. – 167 с.
Источник: http:// /...


Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
Статья посвящена психологической характеристике детей, воспитывающихся в условиях семейного насилия. Также описаны признаки, по которым можно определить наличие жестокого обращения по  отношению к ребенку.
Мотив "Змея" в работе с кризисными состояниями
Статья посвящена описанию имагинальной техники работы с кризисными состояниями личности. Использование мотива «змея» в символдраме помогает пациенту обрести силы, внутренние ресурсы, разрешить наиболее тяжелые конфликты и проблемы.
Миф о красоте
Статья о том, как религия красоты становится мощной идеологией, делая женщин своими заложницами. Миф о красоте стал средством давления и принуждения, заменив собой утратившие актуальность мифы о материнстве, домашнем очаге, непорочности и пассивности. 
Опыт использования в психологической практике символически-имагинальных карточек "Женщина Без Границ"
Публикация посвящена обзору символически-имагинальных карточек "Женщина без границ. Векторы женской реализации" и опыту их использования в психологическом консультировании и психотерапии.
Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
Как распознать насилие в семье? По каким признакам можно определить наличие физического, психологического, сексуального и экономического насилия в семье (на примере женщин-жертв насилия в семье)? Ответам на эти вопросы будет посвящена данная статья.
Осторожно! Семейное насилие
Почему то место, которое предназначено быть нашим оазисом и тихой гаванью, вдруг становиться для нас источником опасности? Насилие в семье и его обличья

Топ публикаций
Симптомы панической атаки. Что делать с паническими атаками? Симптомы панической атаки. Что делать с паническими атаками? Слово "паника" берет свое происхождение ...
Герда против Снежной королевы. Была ли конкуренция? Герда против Снежной королевы. Была ли конкуренция? Старое сказание на психологический лад про классич...
Любовь на 2 фронта: можно ли любить двух людей одновременно? Любовь на 2 фронта: можно ли любить двух людей одновременно? Если я люблю двух людей одновременно,то обманываю ...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice