Психологический порлат Psy-practice

Как жить полной жизнью и обрести внутреннее согласие

Лекция доктора медицины и психологии Альфрида Лэнгле о практическом использовании экзистенциального анализа для обретения внутреннего стержня, уверенности, осмысленного существования.

 «Жизнь — ничто, 
жизнь — это возможность сделать что-то»
В. Франкл

Сегодня я расскажу Вам о тех предпосылках, которые позволяют нам жить наполненной жизнью, а также мы коснемся теории экзистенциального анализа. Вы получите идеи, как можно практически обходиться с собственной жизнью.

Однако начнем мы с того, что есть экзистенциальный анализ? Экзистенция, означает Я. Каждый из нас экзистенцирует и у каждого из нас есть опыт. Анализ означает, что я хочу узнать, как это происходит. Мы хотим исследовать какие есть предпосылки, которые помогли бы мне, целиком быть здесь (существовать). Что нужно мне, чтобы я был с собой в этом мире?

Я рожден и поэтому я хочу по-настоящему быть здесь, не всего лишь поверхностно или функционируя, а действительно как Я, и в этом есть очень большая задача, это задача которой занимаемся мы всю свою жизнь. И это все не является само собой разумеющимся.

Мы рождаемся в определенной степени свободными, но недостаточно просто быть рожденным, чтобы самого себя осознать, охватить, понять и привнести в этот мир.

Для того, чтобы я мог сказать, что для меня важно, что я пришел к чему-то, борюсь с трудностями, переживаю свои отношения, свою любовь, чтобы я освободился от родителей, мог быть независимым и мог справляться со своим страхом и стыдом.  Для этого от меня требуется (или нужно) просто существовать. Моя мать меня родила и это значит – теперь живи самостоятельно. У тебя уже есть достаточное условие, чтобы мочь жить, от тебя лишь требуется схватиться за эту идею и быть собой в своей жизни.

Как это может стать реальностью? Какие предпосылки могут быть осуществлены, чтобы я был действительно собой?

Экзистенциальный анализ занимается рассмотрением таких предпосылок, чтобы я действительно мог существовать для наполненной жизни. Когда я действительно тут и являюсь самим собою, тогда я действительно чувствую, что насыщаюсь жизнью. За это жизнь развивает меня и дает что-то, что позволяет мне получать от своей жизни удовольствие. А когда я не могу быть самим собой – в моей жизни пусто. Я не знаю для чего живу и что для меня полезно.

Центральная мысль экзистенциальной психологии и философии:  «Я не просто есть здесь (существую)». Но для того, чтобы существовать требуется мое решение, я должен действительно желать существовать и это требует моего внутреннего «Да». Чтобы я мог себя осознать и осуществить обмен с другими людьми и миром. Это и есть задача экзистенциальной психологии. Помочь другим людям или помочь себе жить со внутренним согласием того, что я делаю (зачем я существую).

Внутреннее согласие означает, что я должен чувствовать то, что я делаю. Это проявляется в маленьких и больших делах. Например, сегодня вечер и мы все здесь, и если у меня есть на то внутреннее согласие, и тогда я не только знаю, но и чувствую, что «Да я хочу, чтобы было так. Я не должен там сидеть или стоять, я не чувствую себя обязанным, я чувствую себя свободным, потому что внутреннее согласие говорит мне – Да!». И если я так думаю, то это чувство становится – осознанным. Важно, что я это чувствую, я тут и мне это нравится. Это мне говорит – что, Да – у меня есть внутреннее согласие. Эта мысль – центральная.

Этим термином – жить с внутренним согласием мы можем описать суть экзистенциального анализа. Это работает и в большом, и малом. Есть ли у меня внутреннее согласие на мою профессию? Говорю ли я себе «Да» относительного образования, обучения? В моих отношениях, жизни? 

Если я так живу, так переживаю, тогда эта позиция становится экзистенциальной.

Я живу, день за днем, год за годом, и как это совпадает с моим внутренним согласием?

Критерием целостной жизни, есть то, что я действительно, что-то получаю. В том, что я получаю что-то, от того, когда я живу с ощущением – «Да я даю это» и я могу чувствовать, как это хорошо, что я есть. И если у меня проблема с моим партнером, я могу сказать «Да», есть проблема и мы будем с этим работать. И когда я чувствую  «Да» в том, что я делаю, жизнь дает мне, что-то взамен. Иногда я переживаю радость и счастье. Я переживаю ценность, того что как здорово, что мы можем вместе разрешить проблему.

Когда у меня есть чувство, что я живу наполнено, тогда я живу с внутренним согласием. А когда я ощущаю пустоту, тогда во мне не хватает внутренней сущности, моего согласия, моего «Да».

Если Вы только возьмете из сегодняшнего вечера, что я должен воспринимать себя и то, что я чувствую и делаю, всерьез, и если, я в чем то не имею внутреннего согласия, то я стараюсь каким-то образом изменить обстоятельства, чтобы это согласие получить. И если я буду так делать, тогда жизнь получит новый акцент, ударение, смысл. И этот акцент будет моей внутренней сущностью. И тогда я стану центром (основой) своей жизни. Я не могу быть счастливый без себя самого. И с помощью внутреннего согласия я привношу в жизнь самого себя, а без этого моего Я не существует. Просто функционирую, живу поверхностно, но по-настоящему я не здесь. В определенном смысле я умер.

Экзистенциальный анализ описывает, как мы можем получить внутреннее согласие. Для этого необходима мобилизация двух разных направлений. Для начала нам необходима опора, выражаясь строительным языком, несущая структура экзистенции. Например, когда мы строим высокоэтажный дом, нам нужны стальные конструкции. И этой несущей структурой для экзистенциального анализа являются фундаментальные мотивации. Второе, что нам необходимо, наличие сил, чтобы работать над теми проблемами что есть. 

К примеру, может не хватать смелости, чтобы обсуждать конфликт с партнером. Или я не знаю, как начать процесс изменений, чтобы не потерять себя в этом.

Для помощи в экзистенциальном анализе мы используем динамику клиента и экзистенциальный анализ (ЭА). ЭА мы определяем как феменологическую персональную психотерапию. Нас интересует индивид – Персона. И мы стараемся   феменологически приблизиться к тому, что действительно важно для этого человека. Это значит, что мы смотрим на то, что человек нам показывает, и не смотрим на то, что мы знаем. Феменологически работать значит то, что когда мы подходим к ситуации, открываемся и смотрим на то, что в ней есть. Мы разрешаем этому воздействовать (влиять) на нас. И это полностью субъективно представляется мне. Никакой объективизации, только  субъективизация. В ЭА мы не идем за теорией, нас ведет диалог, то что нам клиенты передают, говорят, показывают – это нас интересует. Не то, что мы думаем, может быть полезно для клиента, а то, что они говорят, от чего страдают и что они знают о своих ресурсах. С помощью этого профессионального процесса мы идем за целью, чтобы свою жизнь - проживать свободным. Чтобы наши чувства были динамичными и могли двигаться свободно в зависимости от ситуации, что позволяло нам занять аутентичную позицию. Чтобы мы могли подходить к ситуации (жизни) ответственно. В качестве результата ЕА стремиться укрепить и усилить персональные стили, чтобы человек мог, как Персона действовать. Для полного понимания, этого нам необходимо знание теории.

Спасибо за перевод презентации.

По материалам лекции прочтенной А.Лэнгле
в университете им. Т. Г. Шевченко
г. Киев,
4 июля 2016г.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку